Светлана Демченко
Просто всё ведь как, не правда ли? Так о любви к Родине народная поговорка гласит.
Или другая: «Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил». Каждому из нас дорог тот уголок, где родился, та земля, на которой жили из века в век наши предки.
* * *
Верно сказал Президент России В.В.Путин на заседании Валдайского клуба о патриотизме и национализме. Я даже позавидовала россиянам, что во главе их страны стоит такой истинный патриот, который не мыслит себя вне и без России.
Когда он с гордостью говорил о своей вере в Россию, подумалось, что именно для него и миллионов россиян, преданных Отчизне, звучат эти гениальные есенинские строки:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс...
Побегу по мятой стежке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
* * *
Это вам не украинские вождики-временщики, которые ходят с протянутой рукой по миру, лобызают в поклонах снисходительно им протянутые ручки в надежде получить хоть какие-то гроши за продажу национальных интересов Украины.
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (Толстой А.Н.)
Казалось бы, всё так просто: люби свою землю, свой край, доказывай свою любовь к Отчизне делами всей жизни, но не смей при этом унижать национальные чувства другого, превозносить, абсолютизировать гордыню лишь своей нации.
Увы, не все в мире хотят следовать этой ясной позиции, не всем она по сердцу.
Вот и не успокоятся никак те на Украине, кто претендует на особую исключительность своего этноса. Тем самым губят, если уже окончательно не потеряли, страну.
Худо ли, бедно, справедливо, или нет, но Украина, скроенная в разные исторические времена по лекалу политической целесообразности и желаний вождей, тем не менее, в составе бывшего СССР была цветущей, продуктивно и стремительно развивающейся республикой.
Нельзя сказать, что проявлений национализма тогда не было, просто его носители присмирели, тая злобу на «русские имперские амбиции», но всё же какое-то время не наблюдалось националистического разгула в такой крайне радикальной его форме, какую мы наблюдаем сегодня.
* * *
После «майданных» событий этого года и развязанной войны кучкой временщиков и заговорщиков против собственного народа, после преследований и глумления над всем русским на Украине стали потрескивать крепёжные рамы духовных связей наших народов. Не только на обыденном уровне, но и в среде интеллигенции, политической элиты зазвучали взаимные упрёки, обвинения и оскорбления.
Обидно. Ведь на Украине сердца миллионов людей не поражены враждой к русским. Просто многие растерялись, они угнетены антинародной сутью внутренней политики, бедностью, элементарными проблемами выживания.
Проехав в декабре прошлого года почти всю Западную Украину в рамках проводимого Русским обществом имени А.С.Пушкина фестиваля «Русская культура Западной Украины», мы убедились, что из книги людской памяти не вытравить страниц общей дружественной истории и братства.
Об этом же свидетельствует и приведённый ниже комментарий читателя к репортажу о первом фестивальном дне пребывания нашей делегации в Волынской области. Его автор — опытный журналист, известный на Тамбовщине и далеко за её пределами, талантливый диктор областного радио Константин Денисов. Сознательно привожу его отзыв полностью, сохраняя редакцию оригинала.
* * *
«Прекрасно, что есть такие форпосты русской культуры! Замечательный материал!
У меня особое отношение к Украине и украинцам. В далеком сейчас от меня Казахстане с песнями бабушки впитал в себя любовь к украинскому языку и культуре этого народа.
А моей духовной матерью была Елена Николаевна Рейтер ( по мужу). Украинку по национальности жизнь забросила ее в Европу, где она училась сначала в Вене, а потом в Праге. После университета вышла замуж и уехала в Китай. Там был репрессирован ее муж, в поисках которого она приехала в Казахстан.
Мужа так и не нашла, а остаток дней провела в маленькой однокомнатной квартирке на Бульваре Мира в Караганде. Здесь мы проводили с ней много времени. С какой любовью и болью эта старая уже тогда женщина рассказывала о своей Родине и Киеве! Сама она родом была из Каменец — Подольска.
В совершенстве владела семью языками! Причем, держа в руках журнал на французском или немецком, как хороший диктор воспроизводила текст на русском языке. Когда по ночам слушали ВВС или Голос Америки, в ее дом не закрывались двери.
Я выписывал ей журналы на польском и чешском языках. А друзья из Австралии присылали журналы на немецком и французском языках. Бывали у нее практически все бывшие переселенцы из Китая. Так и я однажды оказался у ее дверей.
Судьба нам подарила без малого двадцать лет общения. И мне же пришлось хоронить Елену Николаевну. Мы много говорили с ней о смерти. И она просила на могиле поставить лишь дубовый крест. Когда я возразил, мол, дуб может сгнить и ничего не останется, Е.Н. мудро изрекла: «А мне ничего уже не надо на этой земле.» Потом через паузы добавила: «Лишь бы Украина была всегда...».
При этом надо заметить, что Елена Николаевна не была по своей сути никогда выспренна или театральна, но эта фраза так застряла в моей голове на всю жизнь. Это был первый в моей жизни такой урок великой любви к Родине.
Хоронил я свою духовную маму в вышитой еще ее бабушкой украинской сорочке. Так она завещала, и я все выполнил — рушник был на дубовом кресте, который понравился православному батюшке.
Только через год по просьбе племянницы Е.Н., которая и сейчас, возможно, живет в Каменце, Маргариты, мне пришлось ставить мраморный памятник на могиле Е.Н. Видит Бог как не хотела Е.Н. этот памятник ! Четверо здоровых мужиков не могли вынуть из земли вставленный мною полтора года назад деревянный крест... В конце-концов они спилили его и поставили огромный мраморный.
Не выполнить волю племянницы я не мог, но видел, как этого не хотела сама усопшая... Теперь, может быть, Вы понимаете, какую боль и ужас я испытываю, слыша о том, что творится между двумя славянскими народами.
Из меня любовь к Украине никому никогда не вычерпать и не вытравить. Но сегодня, как когда-то посеяли в моем сердце любовь к этой стране и ее народу, так сегодня в души людей закладывается ненависть.
Это чувство вообще деструктивно и разрушает в первую очередь самого носителя вражды. Она не залог победы или силы. Ненависть можно посеять только в слабую душу, а вымыть от скверны сознание целого поколения людей сможет только время.
Господи ! Ниспошли разум тем, от кого зависит на земле решение этих вопросов! В 2003 году уже здесь в Тамбове моя добрая знакомая, ныне уже покойная «Ганна Миколаевна Марченко», зная мою искреннюю любовь к языку ее народа, подарила новый украинско-русский (русско-украинский) словарь вот с такой надписью: "Дорогой Константин Миколаевич ! Щиро бажаю мiцного здоров"я, багато грошей i друзiв надiйних i безкорисливих«.
Уже восемь лет нет Анны Николаевны Марченко, а ее словарь лежит на моем рабочем столе, и я то и дело «ныряю» в него, чтобы перевести те или иные слова полюбившихся мне песен в исполнении Нины Матвиенко.
Нет, политика — политикой, но Киев всегда будет колыбелью наших народов. Пишу это, Светлана, только для Вас, немного потрясенный Вашим репортажем. Пусть эта история останется между нами. Может быть, когда — нибудь она выльется в более продуктивный материал или рассказ".
Такой отзыв коллеги для меня, автора скромных репортажных строк, дорогого стоит. И не потому, что в нём присутствует пиетет оценки написанного, а потому, что рассказанная Константином Денисовым история, — это свидетельство того патриотизма, той любви к Родине, которые имеют глубинные корни настоящего чувства родства и братства православных людей.
* * *
Светлая память этим двум женщинам — Елене Николаевне и Анне Николаевне, которые тихо и глубоко исповедовали свою любовь к родной земле.
Их соловьиная песня, символично заключённая в дубовом кресте над могилами и в сердцах при жизни, призывает нас к человеколюбию, уважению, к дружбе и единению славянского мира.
http://omiliya.org/content/vsyakaya-sosna-svoemu-boru-shumit