Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский рассказывает о толлинге, лизинге, оффшорах, обналичке и других «чёрных дырах» в бюджете России
По независимым экспертным оценкам, в «нулевые» годы через офшоры из страны было выведено около 500 млрд долл. Кстати, такие зоны в своё время организовали и в России (Алтай, Калмыкия, Чукотка). Но масштабы ухода от налогов там были столь велики, что через несколько лет их прикрыли. Теперь пора залатать и зарубежные лазейки. Ими пользуются компании, работающие даже в таких инфраструктурных и стратегических отраслях экономики, как нефтяная промышленность и металлургия.
На островах.
Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить списки собст¬венников «большой четвёрки» российских нефтяных компаний. «Роснефть» на 75,2% принадлежит стопроцентно государственному «Роснефтегазу», а «Газпромнефть» — на 90% государственному же «Газпрому». Но вот среди владельцев «ЛУКОЙЛа» — кипрская фирма «LukoilInvestmentsCyprusLtd» (9,0% уставного капитала), которая, в свою очередь, на 99,9% принадлежит офшору с Британских Виргинских островов «LukoilInternationalInvest (BVI) Ltd». Да что там: «ТНК-ВР Холдинг», в который входит множество компаний, почти полностью — на 94,7% — в собст¬венности кипрской конторки «NovyInvestmentsLimited».
Через офшоры нефтяники прокачивают львиную долю экс¬портной выручки, в них аккумулируют значительную часть прибыли.
В отличие от нефтегазового сектора российская металлургия почти полностью приватизирована. Холдинг «Металлоинвест», который занимается добычей полезных ископаемых и выпуском продукции чёрной металлургии, под данным за 2010 г., оформлен на целые три кипрские фирмы: «GallagherHoldingsLimited» (50%), «SeropaemHoldingsLimited» (30%) и «CoalcoMetalsLimited» (20%). Между тем владелец «Металло¬инвеста» Алишер Усманов в последнем рейтинге журнала «Форбс» получил титул самого богатого бизнесмена России. Его состояние оценивается в 18,1 млрд долл.
Но всех переплюнул Олег Дерипаска. Подмяв под себя всю алюминиевую промышленность страны, он не забыл оформить собственность на компанию «Русал» с офшорного острова Джерси. О том, насколько эффективно «офшорно-частное партнёрство», говорят итоги деятельности «Русала» за 2011 год. При общемировом росте производства алюминия на 8%, а потребления металла на 10% прирост на заводах «Русала» более чем скромный — 1%. Зато в 2010 г. благодаря офшорной юрисдикции эффективная (реально уплаченная) ставка по налогу на прибыль компании составила всего 4,8% (при стандартной ставке в России в 20%). Выходит, за прошлый год при прочих неизменных обстоятельствах «Русал» выплатит в бюджет всего 29,3 млн долл. налога на прибыль. Был бы российским — заплатил бы 122 миллиона.
Знают ли обо всём этом в правительстве? Конечно знают, ведь приведённая информация публичная. Так почему же власти из год в год проигрывают борьбу с офшорами? Думается, главная причина в том, что в числе собст¬венников офшоров есть имена многих российских чиновников и их родных.
В петле обналички.
Но не офшорами едиными жив казнокрад. Ещё одна напасть для бюджета — обналичка. Так называется перевод средств по фиктивным договорам фирмам-однодневкам с дальнейшим получением неучтённой наличности. Плата за эти «финансовые операции» невелика — в среднем 5% (для бюджетных средств — до 10%), а потому выгода для всех участников очевидна. Ведь, если бы деньги на зарплату и другие выплаты были легальными, коммерсантам пришлось бы платить 13% подоходного налога и 30% взносов в страховые фонды. А так — всего 5%. Причём однодневками «обнальные» конторы называть некорректно. Сегодня они даже сдают в налоговую балансы. Спасибо коррупции.
Правительство и Центробанк оценивают ежегодный незаконный финансовый оборот в 2 трлн рублей, но в реальности сумма обналиченных средств минимум в два раза больше. Впрочем, если бы только с «официальных» двух триллионов уплачивался один лишь подоходный налог (а эти деньги в основном идут на личное обогащение и взятки чиновникам), казна ежегодно пополнялась бы на 260 млрд рублей.
Монгольский флот.
Другая «чёрная дыра» нашей экономики — толлинг. Эта схема позволяет беспошлинно ввозить в Россию сырьё для переработки, а потом так же беспошлинно вывозить сделанную из него готовую продукцию, которая к тому же не облагается НДС и некоторыми другими налогами. При этом зачастую сырьё поставляют в Россию фирмы, за которыми прячутся владельцы наших же заводов. Таким образом, они умудряются производить и продавать за границу товар в обход почти всех налогов.
Толлинг царствует в российской экономике с 1992 г. В те годы предприятия простаивали из-за отсутствия заказов, тысячами увольняли рабочих. И президент Борис Ельцин своим указом одобрил применение этой схемы на Братском алюминиевом заводе. Двадцать лет назад решение было принято от безыс¬ходности, хотя и тогда страна терпела от него одни убытки. Но и сегодня, когда многие российские предприятия твёрдо стоят на ногах, толлинг остаётся законным способом ухода от налогов благодаря мощнейшему промышленному лобби в правительстве, состоящему прежде всего из производителей чёрных и цветных металлов.
Чемпионом по толлингу можно считать упомянутый выше «Русал». В 2011 г. 65,4% глинозёма и 60,1% бокситов (основного сырья для производства алюминия) для российских заводов было добыто за границей: в Гвинее, Гайане и на Ямайке. Если учесть, что в 2011 г. Россия экспортировала необработанный алюминий на 7,2 млрд долл., и предположить, что весь экспорт осуществлялся на условиях толлинга (а это допущение недалеко от истины), только по НДС страна недосчиталась почти 1,3 млрд долларов.
Деньги в буквальном смысле улетают из казны ещё и потому, что абсолютное число иностранных самолётов, бороздящих сегодня воздушные просторы России, ввезены в страну на условиях лизинга. При такой аренде имущество остаётся на балансе лизингодателя. А с авиакомпании не взимаются ввозные пошлины на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты (20%), она не уплачивает НДС (18%) и региональный налог на имущество организаций (до 2,2%). «Экономию» для авиаперевозчиков (и, соответст¬венно, потери для бюджета) поясним на примере нового самолёта Boeing-787 Dreamliner вместимостью до 290 кресел. Каталожная стоимость «Боинга» составляет 227,8 млн долл. Его покупка означает для компании единовременную уплату в бюджет страны таможенной пошлины (20%) в размере 45,6 млн долл., НДС (18%) — 41 млн долл. и налога на имущество (2,2%) — ещё 5 млн долл. Итого 91,6 млн долл. При лизинге их платить не надо.
Стоит ли игра свеч? Вопрос риторический. И не только для авиаперевозчиков, но и для владельцев морских судов, выбирающих «удобный» флаг для регистрации своих посудин. Сегодня более половины некогда российских кораблей зарегистрированы в таких «морских» дер¬жавах, как Камбоджа, Либерия и даже Монголия. Это позволяет судовладельцам избегать тех же таможенных пошлин, НДС, налога на имущество, многочисленных портовых сборов.
Кстати, об НДС. В России до сих пор принято возвращать этот налог экспортёрам, то есть в карман нашим олигархам, притом что до 80% экспорта — сырьё и продукция его первичной переработки. Так, в 2010 г., по данным казначейства, общая сумма возврата НДС составила без малого 1,3 трлн рублей, или 15,7% всех доходов федерального бюджета. При этом сырьевикам вернули около 1 триллиона. Возврат НДС сырьевым экспортёрам, среди которых множест¬во офшоров, не чем иным, как преступлением перед страной назвать нельзя.
Цена посредника.
В наших магазинах до 75% продуктов питания, 80% лекарств, 90% продукции лёгкой промышленности и почти 100% высокотехнологичных изделий импортные. Причём значительная часть поставляемой продукции «прогоняется» крупнейшими российскими импортёрами через собственные фирмы-прокладки (как
российские, так и иностранные), в результате чего товар дорожает в разы. Только один пример: в США компьютер-планшетник iPad-2 компании Apple в среднем продаётся по цене 529 долл., а в России — более чем за 1 тыс. долл. Посредники оставляют на своих счетах всю промежуточную прибыль, а бюджет с неё не получает ни гроша. Справиться с армией ворюг-импортёров может только государство — путём введения тотального контроля над импортными операциями.
От редакции. Сможет ли новое правительство прикрыть многочисленные законные и нелегальные способы ухода от налогов? Если сможет, то, по самым скромным подсчётам, казна восполнит ежегодные потери на 3 трлн руб. (!) — о дефиците бюджета, нехватке денег в Пенсионном фонде, отсутствии средств на развитие инфраструктуры можно будет забыть. «АиФ» продолжит следить за этой проблемой. Ждём откликов читателей, экспертов, участников подобных схем.
http://digest.subscribe.ru/economics/money/n822018991.html
TarasovSlawik
Комментариев нет:
Отправить комментарий