Андрей Колесников
Vedomosti.ru
18.04.2012, 00:24
Что происходит с нашей элитой? Когда видишь на репортажном фото, например, депутата Государственной думы РФНиколая Левичева, который почти дерется с полицейским, думаешь: куда делся государственный лоск? Геннадий Гудков, даже физиономически соответствующий образу среднестатистического работника правоохранительных органов, становится одной из самых осмысленных фигур реальной, а не паркетной оппозиции. Алексей Кудрин с какой-то твердолобой уверенностью в собственной правоте ломает привычную биографическую линейность, отказывается от поста председателя ЦБ, вообще от притягательного мира ковровых дорожек и величественных пейзажей, открывающихся из окон Кремля, и кидается в омут абсолютной неопределенности гражданского активизма.
Да, конечно, у каждого свой выбор. Разумеется, к гражданской активности и мужским поступкам должна быть природная или воспитанная мамой и папой предрасположенность. Но есть ощущение, что за людей, сколько-нибудь склонных к таким поступкам, выбор делает само время. Время, когда смещается центр принятия решений — он уходит из клинической тишины коридоров власти и безнадежной затхлости партийных штабов.
Ну уж если элита и сама говорит, причем не по кухням, баням и курилкам, а уже открыто, что рациональные(не то что реформаторские!) решения невозможно принять внутри системы, которая является местом их обитания, то почему мы должны вообще чего-то ждать от сегодняшней власти? Если она, конечно, все еще власть.
Почему русский человек ничего не может сделать на родной почве, но, как только обнаруживает себя в другой институциональной среде, в иной культуре, он немедленно начинает продуктивно работать, зарабатывать и исполнять закон? Почему внутри этой системы талантливый чиновник не может сделать ничего, а как только он получает возможность поработать даже в чуть другой среде, у него все получается? Да взять хотя бы Германа Грефа, высококлассного министра, при котором структура экономики продолжала деградировать, а экономическая государственная культура практически сошла на нет. Как только Греф получил мало-мальскую самостоятельность, даже в государственном банке, он смог отстроить работающую, избавившуюся от архаики структуру.
Когда становится очевидным, что государство пожирает самое себя, что оно, даже ощущая необходимость перемен, строя планы на будущее(«Стратегия-2020», к примеру), не находит в себе сил сдвинуться с места, из системы начинает дезертировать элита. За границу, в частный сектор, в квазичастный сектор, в общественную активность, на площадь.
Дезертирует даже Владимир Путин, отряхнув с себя прах«Единой России», созданной по его образу и подобию, — иначе почему он отдает отжатый досуха проект Дмитрию Медведеву? Своего спарринг-партнера ему не жалко, а себя жалко — придется ведь жить в новой реальности, которой он сам не понимает, как минимум несколько лет.
Элита интуитивно сдвигается в те места, за которыми будущее, пусть и не ближайшее. Поэтому тайно, явно, голодовками, созданием общественных организаций превращается в контрэлиту. Кто не успеет сегодня, тот опоздает завтра.
Автор — обозреватель«Новой газеты»
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1653856/elitadezertir#ixzz1sTOemZ7Z
TarasovSlawik
Комментариев нет:
Отправить комментарий