В России идут разговоры о выработке единого
взгляда на отечественное прошлое, чтобы на его основе создать новые
учебники истории. Если оставить в стороне вопрос о методах, с помощью
которых закоренелых сталинистов и поборников противоположных воззрений
можно заставить одинаково взглянуть на давние и недавние события,
возникает еще один немаловажный вопрос. Что делать с эпизодами, не
украшающими российскую и советскую историю?
Возьмем, к примеру, работу дореволюционного
транспорта. Там главенствовали монополисты, диктовавшие подданным
империи свои условия. Нет ли в этом некоего неположенного намека на
современность? А как быть с фактом наличия в Российской Империи
отдельных вагонов для мусульман и православных, подобно американским для
черных и белых?
Что делать с тем, что немало совслужащих рвалось на загранработу, чтобы рвануть подальше от Родины?
Или как быть с фактом, что в СССР сначала,
затратив огромные деньги, построили завод по производству
стратегического сырья — твердого бензина и газа и только потом взялись
выяснять реальную нужду в них?
Нужно ли вспоминать о том, что органы
госбезопасности во время блокады Ленинграда с помощью провокаторов и
пыток фальсифицировали дела на крупных ученых?
Наконец, каков должен быть правильный взгляд
на то, что на протяжении десятилетий в очень многих детских домах СССР
сирот морили голодом, истязали и растлевали?
Может быть, поступить так, как делали прежде,— засекретить, запретить и тем самым заставить забыть?
Правда, при этом страна будет бесконечно
повторять одни и те же ошибки прошлого. А особый путь России, как и
раньше, будет напоминать траекторию движения шарика в раскачиваемом
граненом стакане. Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД "Коммерсантъ"
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2143818
Комментариев нет:
Отправить комментарий