Россия

Россия
Моя фазенда

пятница, 18 апреля 2014 г.

Послание Киеву

18 апреля 2014, 15:09

Журналист Дмитрий Джангиров — о прямой линии президента как наборе сигналов для украинской аудитории

Если отбросить реакцию немалой части украинского политикума и околополитической «тусовки», для которых сам факт появления на экране президента РФ провоцирует неуправляемое словоизвержение, то для большинства остальных вчерашнее выступление лидера соседней страны — это прежде всего текст, то есть объект для разбора по тезисам и аргументам, продуцирования контртезисов и, соответственно, контраргументов.

Переходя на предпасхальную лексику, речь идет о двух основных реакциях: «Изыди!» и «Не дайте лукавому обмануть себя!».  

В связи с тем что оба способа реагирования на ВВП не способны прокормить украинских экспертов и аналитиков, они вынужденно порождают третий вариант: диванную конспирологию (то есть продуцируемую не вставая с дивана).

Возьмем, например, реплику Владимира Путина: «Госпожа Тимошенко, я знаю лично ее хорошо, хоть и призывает расстреливать русских из атомного оружия, я думаю, что это сделано, скорее всего, в ходе какого-то эмоционального срыва». Это высказывание неизбежно интерпретируется как «очевидное доказательство» долгоиграющей конспирологической темы «Тимошенко — агент Кремля».

Мы же, отклоняясь от общепринятого тренда, попробуем взглянуть на «украинскую часть» выступления Владимира Путина как на набор сигналов, которые сегодня являются для Украины российскими ориентирами и/или вызовами.

Прежде всего он назвал лидеров предвыборной гонки Петра Порошенко и Юлию Тимошенко в числе тех политиков, с которыми Россия готова сотрудничать в качестве президента. При этом президент РФ многозначительно напомнил про серьезный бизнес г-на Порошенко в России. Из того контекста, в котором были упомянуты эти политики, очевидно следует, что Россия не делает никаких ставок на возможного победителя президентской гонки.

Это вполне логично в свете вновь высказанных Владимиром Путиным сомнений относительно легитимности нынешних президентских выборов в свете нарушения Соглашений от 21 февраля 2014 года.

В то же время весьма показательным стало упоминание президентом Путиным «представителей Востока», участвующих в президентской гонке, — Олега Царева и «харьковского губернатора» (без упоминания фамилии, имеется в виду Михаил Добкин).

Понятно, что имя Олега Царева — определенный сигнал для протестной части жителей юго-востока; в этот же день он возглавил Движение сопротивления юго-востока. Более сильным сигналом, связывающим этого кандидата с темой легитимности выборов, стала реплика: «Какие же это легитимные выборы, если кандидатов с востока постоянно избивают, обливают какими-то чернилами и т.д.

В то же время президент РФ четко разграничил «крымский прецедент» с ситуацией на юго-востоке Украины и отметил: «Какая ситуация на юго-востоке Украины, чего хочет там большинство людей, пока сказать сложно».

Разумеется, это выглядит как подсказка для юго-востока — сформулируйте свою позицию, станьте субъектом внутриукраинского диалога, ведь «компромисс должен быть найден не между третьими игроками, например Россией и США, а между политическими силами внутри самой Украины».

Но это и сигнал официальному Киеву: внутриукраинские переговоры — кратчайший путь к деэскалации.

Хочется надеяться, что смягчение позиции Владимира Путина: «Вопрос не в том, что будет раньше — референдум по децентрализации и федерализации, а потом выборы или выборы, а потом изменение государственной структуры», — не останется незамеченным в Киеве. Собственно говоря, и премьер-министр Арсений Яценюк, и и.о. президента Александр Турчинов уже заявляли о возможности и даже необходимости принятия изменений в Конституцию (либо принятие новой Конституции) до выборов 25 мая. (Правда, речь идет, скорее всего, о первом чтении — в соответствии с конституционной нормой.)

И пожелание президента РФ «обеспечить законные права и интересы русских и русскоязычных граждан юго-востока Украины» вроде бы как находит свое место в обещаниях лидеров Украины относительно содержания готовящихся поправок в Конституцию.  

Что касается официальной реакции украинской власти на заявления Владимира Путина, то она, несомненно, будет выдержана в негативных тонах. Но, скорее всего, будет и неофициальная реакция, учитывающая смягчение тона президента соседней страны. Благо, и у нынешней власти есть люди, способные расшифровать посланные сигналы. 

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/569483#ixzz2zFWgrmOH

Комментариев нет:

Отправить комментарий