30 июня 2015, 00:01 | Политика | Дмитрий Рункевич, Елена Малай
Российские власти и представители Лиги арабских государств обсудят в Москве нарастающую проблему, связанную с террористическим государством
В рамках международной конференции под эгидой ООН по палестинской проблематике, которая пройдет в Москве 1–2 июля, министр иностранных дел России Сергей Лавров и генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби обсудят современную угрозу «Исламского государства», с которой сегодня безуспешно пытаются справиться Международная коалиция и правительственные войска Ирака и Сирии. Несколько дней назад представители «Исламского государства», которое Верховным судом РФ в декабре 2014 года было признано террористическим формированием, объявили о создании своего представительства (вилайет) на Северном Кавказе России, а кавказские фундаменталисты якобы дали присягу ИГИЛ. Как пояснил «Известиям» собеседник в МИДе, российские дипломаты совместно со своими арабскими коллегами намерены выработать систему по защите своих территорий от угрозы, исходящей от ИГИЛ.
При этом в МИД РФ пояснили «Известиям», что официальные комментарии ведомства относительно встречи могут прозвучать только по ее итогам.
Сам генсек ЛАГ Набиль аль-Араби еще до приезда в Россию на конференцию по Палестине подтвердил, что среди прочего на встрече будут обсуждаться вопросы, связанные с Сирией, северные и восточные территории которой захвачены ИГИЛ. Эти вопросы, но уже более детально, будут обсуждаться на встрече с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
«Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) возникло как квазигосударственное образование в 2013 году, на территории находящегося долгие годы в состоянии войны Ирака и раздираемой гражданской войной Сирией. Террористические силы, предлагающие жесткую структуру будущего общества, смогли привлечь на свою сторону значительное количество боевиков, в том числе из бывших военных Саддама Хусейна, оставшихся не у дел после свержения своего правителя.
В частности, президент России Владимир Путин ни раз указывал на то, что за ИГИЛ воюет заметное количество бывших профессиональных военнослужащих и офицеров армии Хусейна.
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова заметила, что проблема терроризма актуальна для России все последние годы, а последние высказывания экстремистов из ИГИЛ, связанные с претензиями на российский Кавказ, заставляют государство готовить новые решения возможных проблем.
— Ситуация усугубилась попытками ИГИЛ посягнуть на наш Северный Кавказ, который является очень важным для нас регионом. Тем более что прежде уже предпринимались попытки экстремистских образований зайти с этой стороны. И, конечно, принимая во внимание то, что механизмы ИГИЛ отличаются жесткостью и предметностью, для нас и аль-Араби сейчас важно рассмотрение вопросов заблаговременной установки своего рода щитов от такого рода атак. Безопасность важнее санкций, — сказала депутат.
Методы ведения войны ИГИЛ, сопровождаемые казнями мирных жителей и другими преступлениями, на протяжении последних месяцев приводят в ужас ни только представителей западных стран, но и некоторые конкурирующие террористические организации. Так или иначе, этот феномен жестокости в XXI веке для маргинальной мусульманской и немусульманской молодежи в разных странах, в том числе в ЕС и России, стал привлекательным.
Всё это способствовало пополнению рядов ИГИЛ добровольцами из ЕС и России, а 29 июня 2014 года группировка ИГИЛ провозгласила себя всемирных халифатом. В феврале этого года Федеральная служба безопасности РФ оценила количество россиян в рядах боевиков ИГИЛ в 1,7 тыс. человек, что представляет угрозу и самой России.
Некоторые специалисты отмечают, что Россия сегодня и без военного участия может создать много проблем для ИГИЛ как внутри Ирака и Сирии, так и на своей территории, и эти решения могут обсуждаться на встрече руководителей МИД России и ЛАГ.
— Экспансия ИГИЛ имеет место не только в регионе. Это сетевая структура. На Кавказе многие подполья присягают им. Для России главная задача сейчас не допустить возвращения тех граждан, которые уехали воевать за ИГИЛ. Было немало случаев, когда задачей завербованных людей было возвращение с целью новой вербовки. Так что присоединение к ИГИЛ должно стать билетом в один конец, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов. — Параллельно надо договариваться с государствами о выдаче. Другие меры усиления пограничного контроля, в том числе — все, кто пытается восстановить потерянный паспорт в российском консульстве в Турции, за ними необходим особый контроль.
При этом, по мнению Ремезова, Россия в ближайшее время может заняться ни только ограждением себя от ИГИЛ, но и внешними мерами по подавлению террористического государства.
— Если говорить о геополитических мерах — сдерживании региональной экспансии ИГИЛ, — то надо делать ставку на тех, кто может им противостоять: режим Башара Асада, курды, можно рассмотреть возможности Ирана. Возможно, будут обсуждены и профилактические меры — работа со студентами, но это даст малый эффект, — считает Ремезов. — Здесь в целом надо обратить внимание на тех не этнических мусульман, которые принимают ислам — это не незаконно, но, как правило, именно неофиты оказываются наибольшими радикалами.
Ранее, зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин направил обращение на имя министра образования РФ Дмитрия Ливанова с просьбой рассмотреть вариант введения в вузах ответственных проректоров по выявлению экстремистских интенций в студенчестве. Все это происходило на фоне истории Варвары Карауловой, студентки одного из столичных вузов, не из мусульманской семьи, которая направилась в Турцию, чтобы присоединиться к ИГИЛ. В самом же «Исламском государстве» в последние месяцы на практике показали, что не только готовы привлекать добровольцев из-за рубежа, но также и направлять их обратно в свои страны для совершения терактов от имени ИГИЛ.
Новый 2015 год начался с нападения на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo 7 января. 26 июня 2015 года вошел в мировую историю как день терактов, когда исламистами были проведены террористические акции во Франции, Сомали, Кувейте и Тунисе. Наиболее шокирующие событие произошли в Тунисе, когда несколько боевиков расстреляли около 40 человек, по большей части туристов из Европы.
В конце июня 2015 года руководители ИГИЛ объявили о создании на территории северокавказских республик России вилайета, что фактически означает претензии террористического квазигосударства на российские территории.
Первый зампред Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов рассказал «Известиям», что в случае нарастания угрозы ИГИЛ внутри страны российские мусульмане готовы усилить свою поддержку федеральным властям. Относительно провозглашения вилайет ИГИЛ на Северном Кавказе Аббясов считает, что в этом больше информационной провокации, чем реальной угрозы.
— Если говорить об их заявлении о создании вилайета на Северном Кавказе, то это вполне может быть и провокационным ходом. Власти Северного Кавказа подтвердили свое высокое умение контролировать безопасность региона, они хорошо подготовлены к таким угрозам и обладают силой и навыками в быстром подавлении таких нападок, — сказал Аббясов.
Заметным явлением июня стало и то, что ряд молодых россиянок, в том числе и не из мусульманских семей, как Варвара Караулова, направились на Ближний Восток, чтобы присоединиться к ИГИЛ. Всё это указывает на то, что «скауты» от «Исламского государства» активно ищут новых сторонников внутри России, и не только в кавказских регионах, а отсутствие каких-либо национальных идей и социальные проблемы в стране играют на руку исламистам.
— Выявить молодежь, попавшую под влияние экстремистских идей, сложно. Это тщательно маскируется. Что же до количества завербованных молодых людей, то оно велико, и сейчас этот показатель приобрел пугающий масштаб. Причины, толкающие ребят на следование данным идеям, сводятся к основной: отсутствие стабильности для закончивших вузы, — считает психиатр-криминалист Михаил Виноградов. — Возможность получить диплом вуза есть у многих, но потом юноши идут в таксисты, жестянщики и просто куда-то, где платят, при этом ломая свои надежды стать кем-то, кем хочется. Это вызывает в них желание чем-то объяснить такой поворот судьбы, куда-то себя деть.
Сами же вербовщики, по словам Виноградова, четко изучают желание молодежи и предлагают им именно то, что они хотят.
— Что касается девушек, то они хотят хорошо выйти замуж, родить детей, и именно этим вербовщики берут их. Были даже случаи, когда один вербовщик работал по данной линии одновременно с пятью девушками. Варя Караулова — не исключение. Ей хотелось и яркой судьбы, и успешного брака — сделать в своей жизни что-нибудь значительное, — сказал психиатр. — Вербовщики, работая с тем или иным представителем молодежи, изучают именно его личность и его желания, предлагая то, чего человеку хочется больше всего.
Сами лидеры ИГИЛ для поиска новых сторонников активно используют социальные сети, занимаются созданием пропагандистских роликов и фильмов, таких как запрещенные в России «Звон мечей» и «Пламя войны». При этом до запрета фильмов их можно было свободно и в огромном количестве найти в российских соцсетях и на видеохостингах, ленты уже имели русские субтитры.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/588254#ixzz3eVwYGLF2
Комментариев нет:
Отправить комментарий