К ноябрю Минфин и РСА должны разработать правила обеспечения операторов техосмотра бланками талонов. С помощью нового механизма они надеются бороться с торговлей талонами. Сейчас приобрести их можно, даже не приезжая на осмотр.
C 2012 г. контроль за техосмотром перейдет от МВД к РСА и без талона оформить полис ОСАГО станет невозможно. По данным ГИБДД, в прошлом году техосмотр прошло 23 млн машин, в стране, по данным РСА, около 3500 пунктов ТО. Средняя цена прохождения техосмотра в Москве без нарушения процедуры — около 1100 руб.
Схема обеспечения операторов талонами согласована, хотя Минфин пока не прислал проект приказа, рассказывает вице-президент РСА Светлана Никитина. Операторы будут согласовывать с РСА количество бланков и затем закупать их у Гознака — по такой схеме страховые компании сейчас получают бланки ОСАГО, отмечает она. Чтобы у операторов не было излишка бланков, которыми они могут торговать налево, РСА определит число талонов, исходя из технических возможностей оператора, прежде всего количества диагностических линий, говорит Никитина:«Разумеется, будет закладываться риск порчи небольшого числа бланков, а также возможное развитие бизнеса». В Минфине на запрос«Ведомостей» не ответили.
Участники рынка считают, что предложенная схема не защитит их от недобросовестных конкурентов. Контроль будет только документарный, так как у РСА нет возможности проверять операторов, отмечает гендиректор НП«Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков, значит, оформив аккуратно документы, можно будет получить талоны хоть на 10 пунктов и спокойно ими торговать. Можно прогнать машину по диагностической линии, не проверяя ее, добавляет гендиректор НП«Регион-автотехконтроль» Сергей Жартовский.
Нужна единая информационная система, которая позволяет выявлять недобросовестных участников рынка, уверены Васичков и Жартовский. Например, два пункта в день осматривают по 40 машин, но на одном значительной части автовладельцев отказывают в выдаче талона и им приходится приезжать повторно, а на другом число повторных проверок близко к нулю, вот его и нужно проверять, объясняет Васичков. Такая система, по его словам, применяется в ЕС.
В России механизм проверок разрабатывает МВД, он должен начать действовать с 2012 г., но любую систему можно обойти, говорит Никитина. МВД не торопится с разработкой системы — есть риск, что с 1 января она не заработает, говорит федеральный чиновник, знакомый с проблемой: в ближайшее время вопрос будет обсуждаться в правительстве. Получить комментарии в МВД вчера не удалось.
Процедуру согласования и покупки талонов, возможно, придется проходить ежеквартально, отмечает Никитина, неясна и стоимость бланка, так как пока не утверждена его новая форма:«Один бланк ОСАГО стоит чуть менее 4 руб.». В среднем за год можно осмотреть около 10 000 автомобилей, т. е. на покупку талонов может потребоваться около 40 000 руб. — сумма небольшая, отмечает Жартовский.
Сломать систему незаконной покупки ТО в одночасье не удастся, но новый механизм должен со временем свести злоупотребления к минимуму, надеется Никитина. Страховщикам была бы выгодной полная отмена системы ТО — тогда полисы ОСАГО подорожают в разы, говорит Васичков:«То есть технический контроль предотвращения ДТП заменяется страхованием рисков — так уже случилось на Украине».
Эта публикация основана на статье «Война за талоны» из газеты «Ведомости» от 15.09.2011, №173 (2939)
Комментариев нет:
Отправить комментарий