23.12.2011, 00:18
Между 5 и 10 декабря произошел рывок истории: на улицу вышли те, кто раньше не интересовался политикой. История такими рывками и движется, а значит, спад или ровное плато в какой-то момент неизбежны. Это я говорю на всякий случай, чтобы самому не раздувать собственных ожиданий. Процесс изменений может затянуться. И все-таки уже сегодня можно смело говорить, что мы проходим ключевую точку нашей истории.
Мы становимся свидетелями и участниками столкновения между старой и новой элитой. Между держателями позиций и соискателями. В столкновениях такого рода нет ничего необычного. Они происходят регулярно во всех странах, где есть политическая конкуренция. Но в таких странах держатель и соискатель — это обычно две разные партии или, допустим, две коалиции. Или два человека.
В нашем же случае это две силы, одна — персонифицированная в образе Владимира Путина, вторая — пока без единого лидера. Одна больше похожа на пирамиду, другая — на сеть. Внутри пирамиды крепкие связи между патронами и клиентами, жесткий деловой интерес; в сети — слабые связи между«френдами». Это конфликт между явлениями разного порядка. С одной стороны власть, с другой — не-власть. С одной стороны человек, который еще недавно мог сказать:«Государство — это я». А с другой стороны люди, которые привычно говорят:«Государство — это не я».
Государство настолько себя дискредитировало, что становиться его частью людям не циничным представлялось совершенно невозможным. Связывать себя с этим механизмом — все равно что смотреть«их» телеканалы. Все равно что вместе с ними деградировать. Нужно было куда-то выйти — на воздух, уехать, заняться чем-то не связанным с государственным бизнесом, нефтью или газом. Партии для таких людей не было и нет, а если какие-то ростки и появлялись, то кремлевские политические менеджеры их выдирали. Но сами люди, как выяснилось, никуда не делись: они естественным путем сформировали сеть. И сеть пока отлично справляется с координацией усилий(см. статью Эллы Панеях«Без регулятора»,«Ведомости» от 22.12.2011). Захочет ли и сможет ли вернуть отнятое у граждан государство — посмотрим. Справится ли сеть с выборами лидера — увидим. Ведь для этого многими сетевыми качествами — равенством, динамизмом — придется пожертвовать. Может быть, после субботы будет яснее, в какую сторону идет процесс.
В любом случае сегодня на стороне оппозиции играет сеть. Путину вполне может казаться, что это слабый противник. Но уже очевидно, что это противник сильный. Он бежит впереди власти, и та сильно отстает. Точно так же десятилетиями отставало от событий царское правительство; точно так же годами отставало советское руководство(см. статью«Российское политическое чудо»,«Ведомости» от 12.11.2010). Отстает сейчас и Путин, предлагая обществу отчасти вернуть то, что сам раньше забрал. Получается слишком мало, слишком поздно. Таких отставаний было в русской истории столько, что каждый держатель власти должен был бы становиться академиком в этом вопросе. Но почти никто из них этой степени достичь не успевал — опаздывал.
Автор — редактор отдела«Комментарии»
Эта публикация основана на статье «Республика: Государство – это не я» из газеты «Ведомости» от 23.12.2011, №243 (3009)
Комментариев нет:
Отправить комментарий