10.09-16.09. По далеко не полным сведениям, которые удалось собрать создателям базы данных "Жертвы политического террора в СССР", из арестованных с 10.09 по 16.09 осужден 10 461 человек, из них расстреляно 5526 человек.
10.09. Арестован председатель Воронежского областного Совета профсоюзов А. Г. Магазинер. Расстрелян 10 января 1938 года.
10.09. Арестован начальник 6-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности СССР А. И. Кошкарев. Расстрелян 26 ноября.
11.09. Арестован представитель компартии Польши в исполкоме Коминтерна Я. С. Белевский-Пашин. Расстрелян 11 декабря.
11.09. Арестован замнаркома внешней торговли СССР Д. В. Канделаки. Расстрелян 29 июля 1938 года.
11.09. Арестован замнаркома внешней торговли СССР Л. Х. Фридрихсон. Расстрелян 26 ноября.
11.09. Арестован председатель правления Госбанка СССР С. Л. Кругликов. Расстрелян 28 июля 1938 года.
12.09. Арестован председатель Хабаровского крайисполкома Н. Н. Патрикеев. Расстрелян 21 апреля 1938 года.
13.09. Арестован председатель Спецколлегии Верховного суда СССР С. С. Пилявский. Расстрелян 26 ноября.
14.09. Арестован начальник Управления свиносовхозов Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР В. А. Вилейкин. Расстрелян 26 октября.
15.09. Арестован 2-й секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) Я. Г. Гольдин. Расстрелян 25 декабря.
15.09. Арестован заместитель заведующего планово-финансово-торговым отделом ЦК ВКП(б) Д. С. Гуревич. Расстрелян 25 декабря.
15.09. Арестован председатель исполкома Коммунистического интернационала молодежи В. Т. Чемоданов. Расстрелян 27 ноября.
16.09. Арестован заместитель прокурора Москвы И. Н. Евзерихин. Расстрелян 7 марта 1939 года.
16.09. Арестован начальник 4-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности СССР К. Ф. Мартинович. Расстрелян 8 апреля 1938 года.
Из спецсообщения наркома внутренних дел Союза ССР Н. И. Ежова И. В. Сталину 8 сентября 1937 года
Согласно решения о репрессировании антисоветских элементов, с 5 августа были начаты аресты бывших кулаков, уголовников и контрреволюционных элементов, ведущих активную антисоветскую подрывную работу. В первую очередь арестам были подвергнуты наиболее враждебные контингенты, отнесенные к первой категории. Поскольку же в процессе следствия по делам арестованных начали вскрываться контрреволюционные формирования, то арестам были подвергнуты и лица, отнесенные ко второй категории и являющиеся участниками этих формирований.
Первые итоги операции:
Всего на 1 сентября сего года было арестовано 146 225 человек. Из них 69 172 бывших кулака, 41 603 уголовника и 35 454 человека — контрреволюционных элементов. Из этого количества арестованных осуждено тройками — к расстрелу 31 530 и к заключению в лагеря и тюрьмы 13 669 человек.
Уже первичные результаты операции показывают, что удар был нацелен правильно и что он наносился по тем наиболее враждебным элементам, которые, будучи мало затронуты в прошлом, являлись основной базой для работы контрреволюционеров всех мастей.
Производимые аресты дали возможность вскрыть большое количество контрреволюционных формирований различных политических окрасок в сельском хозяйстве, в промышленности и на транспорте...
Изъятие активных контрреволюционных и кулацких элементов и уголовников очистило деревню, внесло в нее определенное оздоровление и вызвало большой подъем политической и производственной активности колхозников. В результате трудовая дисциплина в колхозах повысилась, невыходы на работу резко сократились, увеличились производительность и качество труда. В городах и на селе резко сократились грабежи и кражи.
Операция происходит в обстановке подъема положительных настроений и большой активности по выявлению и разоблачению населением скрывающихся вражеских элементов.
Показателями этих настроений являются хотя бы такие факты, как подача единоличниками заявлений о вступлении в колхозы, активное добровольное содействие органам НКВД в выявлении и разоблачении контрреволюционных элементов; инициативная явка в органы НКВД и добровольная дача показаний, изобличающих арестованных в антисоветской деятельности и вскрывающих контрреволюционные формирования; положительные высказывания, одобряющие мероприятия Правительства.
"Советская власть правильно арестовала врагов колхозного строительства. Нужно еще больше арестовать, чтобы другим затаившимся врагам было неповадно вредить колхозам".
(Курбанов Байсур, колхозник села Гучум-Кале Чечено-Ингушской АССР)...
В станице Галюгаевской Моздокского района на следующий день после операции рядовые колхозники в числе 6 человек явились к начальнику оперативной группы и заявили: "Мы услышали об аресте Сорокина, Шального, Серова и других и решили прийти к вам и дать показания о враждебных настроениях к Советской власти и их вредительской деятельности". По показаниям этих колхозников в станице Галюгаевской была вскрыта контрреволюционная организация.
В Людиновском и Вяземском районах Западной области колхозники по собственной инициативе задержали скрывавшихся кулаков и доставляли их в районное отделение НКВД...
Наряду с этим отмечается активизация контрреволюционных элементов, пытающихся путем агитации и распространения слухов спровоцировать в массах растерянность, панику, недовольства и попытки укрыть подлежащих аресту.
В общем же операция проходит спокойно и серьезных, заслуживающих внимания эксцессов, пока не было...
Из спецсообщения наркома внутренних дел Союза ССР Н. И. Ежова И. В. Сталину 14 сентября 1937 года
В результате дальнейшего хода операции по ликвидации кадров польской разведки на 10 сентября с. г. из числа польских перебежчиков, политэмигрантов, военнопленных, консульских связей и других контингентов, подозрительных по польскому шпионажу арестовано по СССР 23 216 человек.
В это количество входят: по УССР 7651 (из них созналось 1138), Ленинграду — 1832 (из них созналось 673), Московской области — 1070 (из них созналось 216), БССР — 4124, Западной области — 837, Западной Сибири — 1325, железнодорожному транспорту — 2943.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2018179
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2018179
Комментариев нет:
Отправить комментарий