Институт собственности в России размывается на глазах. Депутаты
принимают законы, позволяющие в упрощенном порядке изымать у людей
землю, авторитетные экспертные группы разрабатывают поправки в Жилищный
кодекс, дающие возможность отбирать квартиры за долги по ЖКХ, министры
продвигают введение налогов на недвижимость, которые значительная часть
населения может попросту не потянуть, из-за чего вынуждена будет
избавляться от «лишних» метров. Эксперты констатируют, что подобная
тенденция чревата не только снижением инвестиционной привлекательности
страны, но также социальным взрывом, и призывают власти остановиться.
Первым звонком, свидетельствующим о том, что россияне – больше не хозяева своему недвижимому имуществу, стали законы об упрощенном изъятии земельных участков. Сначала эта схема была опробована в Сочи, где земли граждан потребовались государству для строительства инфраструктурных объектов в рамках подготовки к Олимпиаде-2014. Действующий Земельный кодекс (ЗК) РФ прямо указывает на то, что изъятие земель является исключительной мерой, применяемой только в том случае, если альтернативы этому нет. Однако данная процедура показалась властям столь удобной, что они стали распространять ее и на другие регионы, превратив исключительность в обыденность. После Сочи изъятие участков практиковалось во Владивостоке для подготовки саммита АТЭС на острове Русский. Теперь на очереди бывшие подмосковные территории, присоединенные к Москве в 2012 году.
Закон об упрощенном изъятии земель в Новой Москве уже принят. Госдума и Совет Федерации одобрили его за какие-то два месяца, а на прошлой неделе его подписал президент Владимир Путин. По задумке властей, закон должен способствовать интенсивному градостроительному развитию присоединенных территорий. На деле же законодательные новшества ставят жителей Новой Москвы в очень непростые условия. Например, новые правила позволяют принимать проекты планировки и межевания территорий, предназначенных для изъятия, без общественных слушаний, предписанных федеральным и городским Градостроительными кодексами (ГК). Земли для размещения объектов государственного или регионального назначения теперь будут резервировать и изымать без документов территориального планирования, что запрещено ГК. Но хуже всего то, что сам список объектов государственного и регионального назначения, ради строительства которых граждан будут сгонять с земли, достаточно размыт. То есть построить, по сути, можно что угодно: и дорогу, и торговый центр, и жилье. На всю процедуру изъятия земель отводится пять месяцев вместо предусмотренных Земельным и Гражданским кодексами полутора лет.
Согласно подсчетам председателя думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, новые нормы могут затронуть интересы около 250 тыс. собственников и владельцев земли на территории Новой Москвы. Однако ими дело вряд ли ограничится. Минэкономразвития уже подготовило пакет поправок в Земельный кодекс РФ, расширяющих перечень оснований для изъятия земель под объекты социальной инфраструктуры. По словам директора департамента недвижимости Минэкономразвития Андрея Ивакина, инициатором поправок выступила Московская область. Ожидается, что соответствующий законопроект появится в Госдуме в середине года.
Отметим, что само по себе изъятие земель у собственников практикуется во многих странах. Вот только критерии, по которым могут забрать у граждан их недвижимость, там достаточно четко прописаны и понятны. «Для такого изъятия должны существовать совершенно ясные критерии, – сказал в разговоре с «НИ» заведующий научно-учебной лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала Высшей школы экономики Леонид Полищук. – Должна существовать общественная потребность изъятия этого участка земли, а собственник должен получать справедливую рыночную компенсацию. Другое дело, что у нас это происходит непрозрачно, произвольно, люди не всегда получали компенсации, и это проблема».
Так, международная организация Human Rights Watch констатирует, что в Сочи зафиксировано немало случаев, когда жители, лишенные своих домов и участков, получали компенсации, не соответствующие стоимости потерянной собственности, либо не получили вообще никакого возмещения. Эта тревожная тенденция вызывает у экспертов серьезное беспокойство. Так и хочется спросить: кто следующий.
Впрочем, сейчас схемы по упрощенному отъему земель уже не кажутся полным произволом, так как они хотя бы теоретически подразумевают выплату компенсаций, позволяющих человеку не остаться на улице. Последние законодательные инициативы выглядят куда более зловеще. Буквально на днях на сайте Минрегиона был опубликован законопроект, разработанный группой экспертов под руководством исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ-развитие» Андрея Чибиса. Инициаторы документа предложили конфисковывать приватизированную жилплощадь у тех, кто имеет долги по оплате ЖКХ или взносам на капремонт. Самое интересное, что размер долга, при котором предлагается принудительное изъятие квартиры, не такой уж и большой: всего 5% от рыночной стоимости недвижимости. Здесь, конечно, нельзя не вспомнить о ежегодном росте тарифов на услуги ЖКХ. Так, в 2012 году газоснабжение подорожало на 14,3%, горячее водоснабжение – на 13,4%, отопление – на 10,5%. В итоге просроченный долг граждан и организаций перед поставщиками электроэнергии, газа и воды в России вырос почти на 20% и составил 304,5 млрд. руб. против 255 млрд. в начале года. По данным Федеральной службы судебных приставов, объем долгов по ЖКУ в стадии исполнительного производства за минувший год увеличился на 14%, в работе судебных приставов находилось 58,6 млрд. руб. задолженности данной категории.
Скандальный законопроект появился на сайте Минрегиона 10 апреля, однако позже его текст был снят, осталась лишь информация о законодательной инициативе. В министерстве поспешили откреститься от этого проекта, заявив, что не поддерживают его, а лишь хотят собрать мнения. Отметим, что сейчас Гражданский процессуальный кодекс допускает конфискацию единственного жилья россиянина только за долги по ипотеке. «Конфискация жилья за неуплату долгов по ЖКХ – это крайне неоправданная мера, - считает г-н Полищук. – Существует судебная процедура взыскания долгов, и ей нужно пользоваться, но опять-таки надо учитывать, что тарифы на ЖКХ растут неконтролируемо и выплаты становятся неподъемными для многих людей. Все это происходит потому, что сфера ЖКХ неконкурентная и непрозрачная, люди получают услуги скверного качества за непомерно высокую цену».
Генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов надеется, что в первоначальном виде инициатива «ЖКХ-развитие» не будет больше нигде озвучена, так как в существующем виде законопроект ударит по малообеспеченным слоям населения. «Нужно переписать закон таким образом, чтобы под него не попадали бедные люди, у которых квартира небольшая, и им действительно больше негде жить, – сказал «НИ» эксперт. – Но есть должники, у которых квартира по 500 квадратных метров, и они не платят. Вот с такими надо что-то делать». Если все же предложенные меры будут одобрены, то это станет серьезным катализатором общественного недовольства, считает руководитель сектора институционального анализа и макроэкономических моделей Института экономики РАН Марина Дерябина. «То протестное движение, которое до сих пор удавалось успешно гасить, получит очень солидную базу для своего развития, – отметила собеседница «НИ». – Те, кому до сих пор было все безразлично, выйдут на улицы, когда затронут их коренные интересы».
Если в предыдущих примерах речь шла о схемах, охватывающих какую-то часть населения – должников или владельцев лакомых участков замели, – то грядущее повышение налогов затронет уже практически всех. Так, в 2014 году в целях пополнения бюджета вместо налога на имущество и земельного налога для физических и юридических лиц будет введен новый налог на недвижимость. Он будет взиматься с кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья. Ранее глава Минфина Антон Силуанов и глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявляли, что особого увеличения налоговой нагрузки на граждан при этом не произойдет. Однако на самом деле плата за квартиру может вырасти в разы или десятки раз – это будет зависеть от региона и состояния объекта. Так, при предполагаемой базовой ставке налога 0,1% за среднюю московскую квартиру стоимостью 7–10 млн. руб. ее владельцу придется ежегодно платить от 7 до 10 тыс. руб. Закон предусматривает и послабления для льготников. Так, льготные категории граждан за квартиру в 55 квадратов в среднем будут платить 160 руб. в год. Если квартира площадью до 100 квадратных метров находится в общей совместной или долевой собственности двух льготников, то собственники вообще не будут платить налог. Не имеющий же льгот владелец двухкомнатной квартиры в 55 кв. м будет платить за квартиру в среднем 5–6 тыс. руб. в год. В некоторых случаях налог может вырасти аж в 40 раз, впрочем, это будет касаться объектов, налог на которые сейчас можно назвать номинальным, то есть 100–200 рублей.
Идея будущего нового налога на недвижимость в расчете от рыночной стоимости квартиры применяется во всем мире. Но и тут не обходится без подводных камней, считают эксперты. «Здесь очень важна процедура назначения налога. Нужно привлекать независимых экспертов по оценке стоимости недвижимости, чтобы результаты можно было оспаривать в суде, – поясняет Леонид Полищук. – Насколько это будет работать у нас – неясно. Кроме того, Россия – это особый случай. У нас люди небольшого достатка живут в квартирах, которые имеют большую рыночную стоимость, и у них просто нет денег, чтобы в полном объеме платить такой налог на недвижимость. Здесь должны быть специальные правила для такого рода людей, потому что просто предложить им продать квартиру – это очень жестокая мера».
Подобные локальные переделы частной собственности и общее недовольство граждан повышением налогов и угрозой возможного отъема имущества будут иметь негативные последствия для всей экономики страны. А некачественное исполнение законов отразится на многих экономических показателях России. «В России частная собственность защищена плохо – это очень прискорбный факт, который отражается многочисленными индикаторами, прежде всего упадком частных инвестиций», – добавляет г-н Полищук.
http://www.newizv.ru/economics/2013-04-18/181330-bespravie-sobstvennosti.html
Первым звонком, свидетельствующим о том, что россияне – больше не хозяева своему недвижимому имуществу, стали законы об упрощенном изъятии земельных участков. Сначала эта схема была опробована в Сочи, где земли граждан потребовались государству для строительства инфраструктурных объектов в рамках подготовки к Олимпиаде-2014. Действующий Земельный кодекс (ЗК) РФ прямо указывает на то, что изъятие земель является исключительной мерой, применяемой только в том случае, если альтернативы этому нет. Однако данная процедура показалась властям столь удобной, что они стали распространять ее и на другие регионы, превратив исключительность в обыденность. После Сочи изъятие участков практиковалось во Владивостоке для подготовки саммита АТЭС на острове Русский. Теперь на очереди бывшие подмосковные территории, присоединенные к Москве в 2012 году.
Закон об упрощенном изъятии земель в Новой Москве уже принят. Госдума и Совет Федерации одобрили его за какие-то два месяца, а на прошлой неделе его подписал президент Владимир Путин. По задумке властей, закон должен способствовать интенсивному градостроительному развитию присоединенных территорий. На деле же законодательные новшества ставят жителей Новой Москвы в очень непростые условия. Например, новые правила позволяют принимать проекты планировки и межевания территорий, предназначенных для изъятия, без общественных слушаний, предписанных федеральным и городским Градостроительными кодексами (ГК). Земли для размещения объектов государственного или регионального назначения теперь будут резервировать и изымать без документов территориального планирования, что запрещено ГК. Но хуже всего то, что сам список объектов государственного и регионального назначения, ради строительства которых граждан будут сгонять с земли, достаточно размыт. То есть построить, по сути, можно что угодно: и дорогу, и торговый центр, и жилье. На всю процедуру изъятия земель отводится пять месяцев вместо предусмотренных Земельным и Гражданским кодексами полутора лет.
Согласно подсчетам председателя думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, новые нормы могут затронуть интересы около 250 тыс. собственников и владельцев земли на территории Новой Москвы. Однако ими дело вряд ли ограничится. Минэкономразвития уже подготовило пакет поправок в Земельный кодекс РФ, расширяющих перечень оснований для изъятия земель под объекты социальной инфраструктуры. По словам директора департамента недвижимости Минэкономразвития Андрея Ивакина, инициатором поправок выступила Московская область. Ожидается, что соответствующий законопроект появится в Госдуме в середине года.
Отметим, что само по себе изъятие земель у собственников практикуется во многих странах. Вот только критерии, по которым могут забрать у граждан их недвижимость, там достаточно четко прописаны и понятны. «Для такого изъятия должны существовать совершенно ясные критерии, – сказал в разговоре с «НИ» заведующий научно-учебной лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала Высшей школы экономики Леонид Полищук. – Должна существовать общественная потребность изъятия этого участка земли, а собственник должен получать справедливую рыночную компенсацию. Другое дело, что у нас это происходит непрозрачно, произвольно, люди не всегда получали компенсации, и это проблема».
Так, международная организация Human Rights Watch констатирует, что в Сочи зафиксировано немало случаев, когда жители, лишенные своих домов и участков, получали компенсации, не соответствующие стоимости потерянной собственности, либо не получили вообще никакого возмещения. Эта тревожная тенденция вызывает у экспертов серьезное беспокойство. Так и хочется спросить: кто следующий.
Впрочем, сейчас схемы по упрощенному отъему земель уже не кажутся полным произволом, так как они хотя бы теоретически подразумевают выплату компенсаций, позволяющих человеку не остаться на улице. Последние законодательные инициативы выглядят куда более зловеще. Буквально на днях на сайте Минрегиона был опубликован законопроект, разработанный группой экспертов под руководством исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ-развитие» Андрея Чибиса. Инициаторы документа предложили конфисковывать приватизированную жилплощадь у тех, кто имеет долги по оплате ЖКХ или взносам на капремонт. Самое интересное, что размер долга, при котором предлагается принудительное изъятие квартиры, не такой уж и большой: всего 5% от рыночной стоимости недвижимости. Здесь, конечно, нельзя не вспомнить о ежегодном росте тарифов на услуги ЖКХ. Так, в 2012 году газоснабжение подорожало на 14,3%, горячее водоснабжение – на 13,4%, отопление – на 10,5%. В итоге просроченный долг граждан и организаций перед поставщиками электроэнергии, газа и воды в России вырос почти на 20% и составил 304,5 млрд. руб. против 255 млрд. в начале года. По данным Федеральной службы судебных приставов, объем долгов по ЖКУ в стадии исполнительного производства за минувший год увеличился на 14%, в работе судебных приставов находилось 58,6 млрд. руб. задолженности данной категории.
Скандальный законопроект появился на сайте Минрегиона 10 апреля, однако позже его текст был снят, осталась лишь информация о законодательной инициативе. В министерстве поспешили откреститься от этого проекта, заявив, что не поддерживают его, а лишь хотят собрать мнения. Отметим, что сейчас Гражданский процессуальный кодекс допускает конфискацию единственного жилья россиянина только за долги по ипотеке. «Конфискация жилья за неуплату долгов по ЖКХ – это крайне неоправданная мера, - считает г-н Полищук. – Существует судебная процедура взыскания долгов, и ей нужно пользоваться, но опять-таки надо учитывать, что тарифы на ЖКХ растут неконтролируемо и выплаты становятся неподъемными для многих людей. Все это происходит потому, что сфера ЖКХ неконкурентная и непрозрачная, люди получают услуги скверного качества за непомерно высокую цену».
Генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов надеется, что в первоначальном виде инициатива «ЖКХ-развитие» не будет больше нигде озвучена, так как в существующем виде законопроект ударит по малообеспеченным слоям населения. «Нужно переписать закон таким образом, чтобы под него не попадали бедные люди, у которых квартира небольшая, и им действительно больше негде жить, – сказал «НИ» эксперт. – Но есть должники, у которых квартира по 500 квадратных метров, и они не платят. Вот с такими надо что-то делать». Если все же предложенные меры будут одобрены, то это станет серьезным катализатором общественного недовольства, считает руководитель сектора институционального анализа и макроэкономических моделей Института экономики РАН Марина Дерябина. «То протестное движение, которое до сих пор удавалось успешно гасить, получит очень солидную базу для своего развития, – отметила собеседница «НИ». – Те, кому до сих пор было все безразлично, выйдут на улицы, когда затронут их коренные интересы».
Если в предыдущих примерах речь шла о схемах, охватывающих какую-то часть населения – должников или владельцев лакомых участков замели, – то грядущее повышение налогов затронет уже практически всех. Так, в 2014 году в целях пополнения бюджета вместо налога на имущество и земельного налога для физических и юридических лиц будет введен новый налог на недвижимость. Он будет взиматься с кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья. Ранее глава Минфина Антон Силуанов и глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявляли, что особого увеличения налоговой нагрузки на граждан при этом не произойдет. Однако на самом деле плата за квартиру может вырасти в разы или десятки раз – это будет зависеть от региона и состояния объекта. Так, при предполагаемой базовой ставке налога 0,1% за среднюю московскую квартиру стоимостью 7–10 млн. руб. ее владельцу придется ежегодно платить от 7 до 10 тыс. руб. Закон предусматривает и послабления для льготников. Так, льготные категории граждан за квартиру в 55 квадратов в среднем будут платить 160 руб. в год. Если квартира площадью до 100 квадратных метров находится в общей совместной или долевой собственности двух льготников, то собственники вообще не будут платить налог. Не имеющий же льгот владелец двухкомнатной квартиры в 55 кв. м будет платить за квартиру в среднем 5–6 тыс. руб. в год. В некоторых случаях налог может вырасти аж в 40 раз, впрочем, это будет касаться объектов, налог на которые сейчас можно назвать номинальным, то есть 100–200 рублей.
Идея будущего нового налога на недвижимость в расчете от рыночной стоимости квартиры применяется во всем мире. Но и тут не обходится без подводных камней, считают эксперты. «Здесь очень важна процедура назначения налога. Нужно привлекать независимых экспертов по оценке стоимости недвижимости, чтобы результаты можно было оспаривать в суде, – поясняет Леонид Полищук. – Насколько это будет работать у нас – неясно. Кроме того, Россия – это особый случай. У нас люди небольшого достатка живут в квартирах, которые имеют большую рыночную стоимость, и у них просто нет денег, чтобы в полном объеме платить такой налог на недвижимость. Здесь должны быть специальные правила для такого рода людей, потому что просто предложить им продать квартиру – это очень жестокая мера».
Подобные локальные переделы частной собственности и общее недовольство граждан повышением налогов и угрозой возможного отъема имущества будут иметь негативные последствия для всей экономики страны. А некачественное исполнение законов отразится на многих экономических показателях России. «В России частная собственность защищена плохо – это очень прискорбный факт, который отражается многочисленными индикаторами, прежде всего упадком частных инвестиций», – добавляет г-н Полищук.
http://www.newizv.ru/economics/2013-04-18/181330-bespravie-sobstvennosti.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий