21 марта 2014 года 16:45 | Андрей Полунин
Россия лишила Украину льгот на газ и поставила таможенные барьеры
В пятницу, 21 марта, на заседании Совбеза РФ премьер Дмитрий Медведев доложил президенту Владимиру Путину, что так называемые харьковские соглашения с Виктором Януковичем подлежат денонсации. В результате, по словам Медведева, у России возникает упущенная выгода в размере $11 млрд.
«Считаю, что абсолютно правомерно поставить вопрос о возмещении этих средств из бюджета Украины, что можно сделать в судебном порядке, основываясь на нормах денонсируемого соглашения», - приводит слова Медведева «Интерфакс». «Это, конечно, жесткие меры, но, с другой стороны, нет документа, но есть совершенный нами платеж. И наши украинские партнеры должны понимать, что просто так ни за что не платят», – отметил российский премьер.
Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил «Ведомостям», что после присоединения Крыма к России «такого понятия, как скидка на газ за базирование Черноморского флота РФ больше не существует, теперь скидка не может применяться ни де-юре, ни де-факто».
Что это означает для «незалежной», еще 19 марта объяснил украинский министр энергетики Юрий Продан. По его словам, цена российского газа для Украины с апреля возрастет до $380 за тысячу кубометров. А если Москва больше не будет предоставлять скидку за базирование Черноморского флота – до $480, и станет одной из самых высоких в Европе.
Напомним: соглашение, продлевающее пребывание флота в Крыму в обмен на скидку в $100 к цене газа по контракту от 2009 года, было подписано в Харькове Януковичем и тогдашним президентом Дмитрием Медведевым в апреле 2010 года. С учетом этой скидки, в прошлом году Украина платила за газ около $400 за тысячу кубов. В декабре, после отказа от ассоциации с ЕС, «Газпром» предоставил украинской стороне еще одну скидку, и с января цена снизилась до $268,5. После отстранения от власти Януковича Путин заявил, что декабрьская скидка может сохраниться, если новые власти выплатят газовые долги и не станут копить новые. Но этого не произошло – сейчас долг Украины перед «Газпромом» составляет $1,8 млрд.
Получается, что Украина не только лишилась дешевого газа, но и «попала» на очень солидную сумму. Причем, проблемами с газом неприятности Украины не исчерпываются.
В полночь 20 марта РФ закрыла свои границы для украинских товаров. Об этом 21 марта сообщили некоторые СМИ Украины. Из них следует, что машины с украинской продукцией не пропускают на таможенных пунктах РФ, и возвращают в «незалежную» без объяснения причин. В результате на нейтральной территории между Украиной и Россией образовался транспортный коллапс: очередь из фур уже исчисляется километрами.
Сообщения подтвердил глава таможенной службы Украины Виталий Науменко. «Да, я информацию эту получил. Сейчас работают мои коллеги, чтобы полностью выяснить ситуацию», - заявил украинский чиновник.
Вскоре последовало разъяснение из Москвы.
«Российская таможня усилила меры таможенного контроля в связи с имеющейся оперативной информацией о возможных попытках перемещения из Украины запрещенных предметов, включая оружие», – сообщили ИТАР-ТАСС в Федеральной таможенной службе России.
Все это означает, что Украине приходится туго. Вашингтон, несмотря на обещания, до сих пор не предоставил Киеву ранее обещанный миллиард долларов. Брюссель в начале марта согласовал финансовую помощь «незалежной» на уровне 11 миллиардов евро, а 19 марта Еврокомиссия приняла решение выделить дополнительно еще миллиард. Но это – деньги пока виртуальные. Первый транш в более чем скромные 600 миллионов евро европейцы перечислят, только когда Киев достигнет договоренности с МВФ о программе помощи. Между тем, украинская экономика трещит по швам уже сейчас.
Насколько далеко готов зайти Кремль в экономическом давлении на Украину?
– Речь идет не о санкциях, о которых кое-кто уже начал говорить, – мы лишь отказываемся от режима наибольшего благоприятствования, который предоставляли Украине, – считает профессор кафедры международных финансов МГИМО (У), доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов. – Прежде всего, это касается цен на природный газ.
Что до таможенных барьеров для украинских товаров – а как мы можем действовать иначе? Украина заявила, что выходит даже из экономического пространства СНГ, не говоря о том, что она категорически отказалась вступать в Таможенный союз. Почему, спрашивается, мы в таком случае должны предоставлять украинцам особые таможенные преференции?!
С моей точки зрения, Украина сама себя высекла. Причем, не в первый раз. Достаточно вспомнить анекдотичный случай в Донецкой области, где на участке границы с РФ глава Донецкой обладминистрации, олигарх Сергей Тарута, на собственные деньги вырыл ров шириной четыре метра, чтобы «препятствовать перемещению транспорта и спецтехники». Между тем, даже отмороженный украинский премьер Яценюк заявил, что если прекратится свободное перемещение людей через границу с Россией, на Украине произойдет социальный взрыв…
Сейчас, на мой взгляд, идет информационная война. Можно по-разному трактовать, кто ее первый начал. С моей точки зрения – Киев, а не Россия. Россию, скорее, можно упрекать в том, что она долгое время слишком индифферентно и дистанционно относилась к событиям на Украине.
Дело в том, что на юго-востоке Украины живет наш народ. Украинцам можно, конечно, выражаться высоким штилем, ссылаться на какое-то право на эти территории. Но факт остается фактом: практически в каждой российской семье можно найти родственников, которые живут по ту сторону российско-украинской границы. И мы не имеем права о них забывать.
«СП»: – Как будут вести себя российские власти в нынешней ситуации?
– Я считаю, что мы должны каким-то образом защитить свое население – я прямо об этом говорю – на юго-востоке Украины. Мы люди грамотные, и понимаем, что Харьковская, Донецкая, Днепропетровская области – это Малороссия, фактически, наша, российская земля.
«СП»: – Украину можно заставить вернуть миллиардные долги по денонсированным харьковским соглашениям?
– Для меня очевидно, что эти деньги Украина не вернет. В лучшем случае, она может заплатить долг перед «Газпромом» в $1,8 млрд, который образовался за последние полтора месяца. Более серьезные суммы для «незалежной» просто неподъемные.
Я, кстати, вообще не уверен, что МВФ даст какие-то деньги Украине. Если проанализировать статистику Национального банка Украины и украинского Минфина, можно обнаружить: долгов у украинцев – мама не горюй. Кроме МВФ, долговые требования к Украине предъявляют такие международные институты, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, наши российские банки. Я уже не говорю о банках лондонского Сити и Уолл-Стрит.
Словом, это очень длинный список кредиторов. И с моей точки зрения, ребята из МВФ помчались на Украину вовсе не для того, чтобы давать Киеву новые транши, а чтобы получить с него хотя бы что-то – долги перед МВФ, повторюсь, у Украины достаточно серьезные.
«СП»: – Что, в таком случае, ждет Украину?
– С точки зрения экономической, в ближайшее время там должен произойти дефолт. Но и здесь ситуация нештатная. Взять, скажем, ту же самую Грецию – в ней была проведена реструктуризация долга, что позволило смягчить негативное развитие событий. Но на Украине и этого невозможно сделать по простой причине: часть украинских долгов скупили американские инвестиционные фонды, так называемые «финансовые стервятники». Эти «стервятники», уверен, не позволят провести реструктуризацию. Кроме того, сами украинские кредиторы слишком разношерстные, и вряд ли способны договориться между собой.
Думаю, в такой ситуации обязательства перед международными кредиторами Украина будет покрывать остатками своего имущества: землей, полезными ископаемыми, остатками транспортной инфраструктуры. Сейчас на Украине начнется большое международное мародерство.
«СП»: – Как будут развиваться события дальше?
– Сегодня события на Украине на 90% определяет геополитика. Поэтому сейчас измерять цену решений по украинскому вопросу в долларах – занятие совершенно бесполезное…
– Введением торговых ограничений Москва создает переговорную позицию, позволяющую избежать блокады Крыма со стороны Украины, – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Напомню, что в четверг, 20 марта, Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О правовом режиме обеспечения прав и свобод граждан на оккупированных территориях Украины». Согласно этому документу, въезд на территорию Крыма и выезд из нее для украинских граждан допускается лишь по специальному разрешению. Пока, правда, непонятно, как именно будет применять Украина этот специальный визовый режим. Возможно, на границе достаточно будет получить и заполнить уведомительный квиток. А возможно, ограничения будут жесткими, вплоть до произвольного запрета въезда-выезда.
Чтобы не допустить негативных сценариев по линии Украина-Крым, Москва и оказывает сейчас экономическое давление на «незалежную». И главный рычаг воздействия здесь – доступ украинских товаров на российский рынок.
«СП»: – Газ, получается, не главный рычаг?
– Долги по газу сложно считать рычагом давления, поскольку непонятно, кто – Украина или Россия – больше друг от друга в газовой сфере зависят. Реальным рычагом можно было бы считать прекращение поставок газа, но это будет иметь крайне негативные последствия для отношений РФ с потребителями в Европе, которые и без того осложнены. Поэтому «газовый» рычаг имеет очень ограниченное применение.
Сейчас гораздо важнее политически решить вопрос жизнеобеспечения Крымского полуострова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий