Тандема больше нет, система управления вернулась к модели, при которой Владимир Путин выступает в роли верховного арбитра, говорится в докладе «Большое правитель Владимира Путина. Политбюро 2.0»
Максим ГликинНаталья Костенко
Vedomosti.ru
21.08.2012
Правящая элита России может быть описана в модели советского коллективного властного органа — политбюро ЦК КПСС«, — говорится в докладе президента холдинга «Minchenko Consulting» Евгения Минченко и его коллеги Кирилла Петрова (текст — на www.vedomosti.ru). По их мнению, вместо тандема страной управляет конгломерат конкурирующих за доступ к ресурсам кланов. Восемь лидеров этих кланов политологи включили в «Политбюро 2.0», «члены» которого, правда, никогда не собираются на общие совещания; у Путина же — роль верховного арбитра и модератора. Отчасти система вернулась к той, что сформировалась во время второго срока Путина, считает Евгений Минченко, но в усложненном варианте.
Премьер Дмитрий Медведев — не член тандема, а один из восьми приближенных Путина, пишут авторы: ему на время пришлось отказаться от самостоятельных политических амбиций и лишиться ставленников в силовых структурах (во ФСИНе и следственном департаменте МВД). Но аппаратная позиция позволяет ему возглавлять собственную группу с самостоятельным экономическим базисом, в которую входят вице-премьеры, министры, региональные начальники, высокопоставленные юристы в судах, Госдуме и правоохранительных органах и бизнесмены. Союзниками Медведева эксперты называют Романа Абрамовича, Александра Волошина и Татьяну Дьяченко.
Другие «члены политбюро» — руководитель администрации президента Сергей Иванов, призванный обеспечивать внутриэлитный баланс, и его первый заместитель Вячеслав Володин, человек без серьезного экономического базиса, но с влиянием на «Единую Россию», Госдуму и некоторых губернаторов.
Игорь Сечин, судя по докладу, по-прежнему центр притяжения части бюрократии и бизнеса, он сохранил неформальное влияние на силовые структуры, но его стремление стать основным игроком в ТЭК наталкивается на мощную оппозицию, в том числе со стороны «членов политбюро» Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука. В «политбюро» входят также Сергей Собянин и Сергей Чемезов, доминирующий игрок в сфере ВПК.
Цель всех этих групп — конвертация власти в собственность, передача ее по наследству и легитимизация в России и за рубежом. Основные проекты, вокруг которых началась конкуренция, — «большая Москва», развитие Сибири и Дальнего Востока, новый этап приватизации.
Группа Сечина, по мысли авторов доклада, заинтересована в более консервативном, инерционном развитии ситуации, роль группы Медведева вырастет в случае «управляемой нестабильности», а кризис больше на руку группе Собянина.
Система неустойчива, считает Минченко, в ней слишком много противоречий, а после дела Pussy Riot дополнительное влияние приобретут представители либерального крыла, в том числе Медведев.
Всегда существуют группы интересов, говорит чиновник, близкий к администрации президента, Минченко прав в том, что, поскольку модель элиты с советских времен почти не поменялась, сравнение с политбюро вполне корректно.
Другой федеральный чиновник не согласен ни с составом «политбюро» — по его мнению, не меньше влияния у Игоря Шувалова, Германа Грефа, Евгения Школова и Аркадия Ротенберга (они названы в докладе «кандидатами в члены политбюро»), — ни с тем, что такая система уцелела с прошлого срока Путина: влияние отдельных людей из окружения президента снизилось, он слушает всех понемногу, а принимает решение практически в одиночестве.
Политолог Игорь Бунин считает, что каждый из упомянутых игроков имеет влияние в своей строго регламентированной зоне ответственности (Сечин не лезет в политику, а Володин — в экономику и т. п.), а Медведев весомее прочих.
В описанной системе не учтено, что в стране политический кризис и на кону у крупных игроков очень многое, отмечает политолог Ольга Крыштановская, фрагментация элиты происходит по отношению к начинающейся революции и протестному движению и Медведев — скорее в оппозиции.
Доминирующее ощущение в элите — все нормально, возражает Минченко, при подготовке доклада опрошено много экспертов и нарисована средневзвешенная картина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий