24 октября 2014, 20:36 | Политика | Егор Созаев-Гурьев
Президент России подверг жесткой критике политику Вашингтона на международной арене
Международный дискуссионный клуб «Валдай» в этот раз прошел в олимпийских объектах в горах у Сочи. Обстановка на мировой арене сказалась на тематике форума, обсуждений международных проблем стало еще больше. Количество иностранных экспертов среди участников увеличилось. На сцене с российским лидером сидели бывший канцлер Австрийской Республики Вольфганг Шюссель, экс-премьер Франции Доминик де Вильен, дискуссию модерировал колумнист газеты The Guardian Шеймас Милн. О внутренних проблемах России практически не говорили, всё крутилось вокруг Украины и конфронтации Запада и России. Сменился тон мероприятия. Общение было серьезным и не таким легким и обильным на шутки, как в прошлом году.
Начав свою речь, президент Владимир Путин сразу предупредил, что некоторые вещи могут показаться избыточно жесткими. Российский лидер заявил, что агрессивная политика США привела к возникновению целого ряда мировых проблем: исламский терроризм, региональные конфликты, трудности экономики. По мнению Владимира Путина, Вашингтон стал игнорировать систему сдержек и противовесов в международных отношениях.
— Соединенные Штаты, объявившие себя победителями в холодной войне, самоуверенно, считаю, подумали, что в этом просто нет нужды. И вместо установления нового баланса сил, который является необходимым условием порядка и стабильности, напротив, были предприняты шаги, которые привели к резкому усугублению дисбаланса. Холодная война закончилась. Но она не завершилась заключением «мира». Понятными и прозрачными договоренностями о соблюдении имеющихся или о создании новых правил и стандартов. Создалось впечатление, что так называемые победители в холодной войне решили «дожать ситуацию», перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы. И если сложившаяся система международных отношений, международного права, система сдержек и противовесов мешала достижению этой цели, то ее тут же объявляли никчемной, устаревшей и подлежащей немедленному сносу. Так ведут себя, извините, нувориши, на которых вдруг свалилось огромное богатство, в данном случае в виде мирового господства, мирового лидерства. И вместо того чтобы им, этим богатством, грамотно, аккуратно распорядиться, в том числе и в свою, разумеется, пользу, считаю, что наломали много дров, — заявил президент.
Союзников США Владимир Путин назвал сателлитами, так как они зачастую действуют вопреки своим национальным интересам, например, присоединяясь к антироссийским санкциям.
— Россия не будет вставать в позу, обижаться. Россия самодостаточная страна. Внешнее давление только консолидирует наше общество, не дает расслабиться. Санкции нам мешают, ими нам пытаются навредить, подтолкнуть к самоизоляции в политике, культуре — ну то есть к отсталости подтолкнуть. Но мир, хочу это подчеркнуть, я уже об этом сказал и повторюсь, мир кардинально изменился, — сказал президент.
Лидер России также заявил, что сокращение ядерного оружия должно быть без двойных стандартов.
— Мы не просто за, мы настаиваем на переговорах о сокращении ядерных арсеналов. Чем меньше ядерного оружия в мире, тем лучше. Не мы это начали (выход из договоров об ограничениях вооружений), США в одностороннем порядке вышли из договора и создали ПРО. Вновь скатываемся к тем временам, когда не баланс интересов, а страх взаимного уничтожения сдерживает государства, — отметил Владимир Путин.
Президент заключил, что миру требуется новое издание взаимозависимости, в котором Россия не требует себе исключительного места.
Экс-канцлер Австрии Вольфганг Шюссель спросил у Путина, оптимист ли он или пессимист. Президент ответил анекдотом.
— Пессимист пьет коньяк и говорит «клопами пахнет», оптимист давит клопов и говорит «коньяком пахнет». Я не хочу быть оптимистом, который нюхает клопов, — заметил президент.
Рассуждали о легитимности перехода Крыма в состав России, сравнивали с Косово. Вспомнили поговорку: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
— Может, быку не позволено. Но медведь разрешения спрашивать не будет. Он у нас считается хозяином тайги. Он не собирается переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он не отдаст, — аллегорично заявил по этому поводу Владимир Путин.
Президент также объяснил, почему Европе и России не удается помирить Донбасс и Киев.
— Договоренности были, но они не соблюдаются. Ключевая проблема — мы не видим желания партнеров в Киеве решить проблему взаимодействия с юго-востоком страны с помощью переговоров. Всегда слышим с майдана — «подавить силой»... Забыли вдруг фразу: «Непропорциональное применение силы». А помню, как орали, когда у нас были проблемы на Кавказе, — пояснил Владимир Путин.
Председатель правления Центра либеральных стратегий в Софии Иван Крастев упрекнул президента России в нетерпимости к любым уличным протестным акциям. Владимир Путин ответил, что действительно испытывает неприязнь к незаконным акциям.
— А где движение OccupyWallStreet? Так прижали в объятиях, что и пикнуть не успели. В этом смысле работают хорошо, — сыронизировал президент.
В этот раз на встрече с западными экспертами Владимир Путин был предельно откровенен. Рассказав о диалоге и последующей эвакуации Виктора Януковича с Украины, о том, что пришлось надавить на «Газпром», чтобы тот не требовал с Украины оплату долга за газ в полном объеме, российский лидер поделился историей о диалоге с лидером одной из стран Восточной Европы. По его словам, для него шоком стала информация о том, что этой стране — члену НАТО необходимо согласовывать назначения начальника Генштаба и министра обороны с послом США.
С американским политологом Николаем Злобиным Владимир Путин вступил в дискуссию об открытости России, о демократичности режимов и о росте национализма в России.
— Самый большой националист в России — это я, — ошарашил всех Владимир Путин, тут же пояснив, что имеет в виду созидательный гражданский национализм, а не ксенофобию.
По окончании встречи, общаясь с журналистами, Владимир Путин признался, что его речь была похожа на знаменитую Мюнхенскую (10 февраля 2007 года), но он пока и сам не может охарактеризовать ее как обвинительную или примирительную, всё зависит от реакции партнеров.
Писатель Сергей Шаргунов, посещавший Донецкую Народную Республику, спросил у президента о том, будет ли оказана финансовая помощь Донбассу.
Как рассказал «Известиям» сам Сергей Шаргунов, Владимир Путин на этот вопрос ответил коротко: «Обязательно».
Были на встрече и украинские эксперты. Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский на вопрос «Известий», не боится ли он преследований на родине за участие в российском мероприятии, ответил:
— Угрозы поступали, но я ничего не боюсь.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/578518#ixzz3H8AFw0Sw
Комментариев нет:
Отправить комментарий