Альпы

Альпы

суббота, 28 декабря 2013 г.

И даром не надо

Под Новый год власти по традиции приготовили для россиян целый ворох «дорогих подарков»

Арина РАКСИНА

Уходящий 2013 год принес с собой вторую волну кризиса, которая будет развиваться гораздо дольше первой. Экономика страны медленно сползает в стагнацию, дыры дефицита в бюджете ликвидировать становится все сложнее. Грядущие новогодние каникулы по обыкновению воспринимаются россиянами как возможность хотя бы на время забыть о ежедневных неурядицах. Но государство по «доброй» традиции часть своих экономических проблем опять перекладывает на плечи населения, и именно с 1 января – одновременно с боем курантов – нас всех ждет «новогодний подарок» в виде роста тарифов и акцизов. В итоге в год Лошади россиянам, видимо, самим придется побывать в шкуре тягловой лошадки.


Первыми дополнительный экономический гнет ощутят на себе москвичи и гости столицы – с 1 января 2014 года произойдет повышение тарифа на проезд в столичном метрополитене на треть. Теперь одна поездка будет стоить 40 рублей, а две поездки – 80 (соответственно 30 и 60 рублей в 2013 году). Стоимость разовых поездок только в наземном транспорте (троллейбус, автобус, трамвай) с 1 января вырастет до 30 руб. (одна поездка) и 60 руб. (две поездки). До 1 января стоимость разовых билетов ТАТ составляет 25 и 50 рублей. Цель, которую преследует эта мера, – сэкономить на снижении количества бумажных билетов.
По уже сложившейся традиции в новом году вырастут и тарифы на услуги ЖКХ – первую индексацию планируется провести в июле 2014 года. И хотя большую часть осени руководство страны обсуждало идею заморозки тарифов хотя бы на год, реализована она в итоге будет только для промышленности. А население, видимо, должно утешиться тем, что рост тарифов теперь будет определяться по новой схеме «инфляция минус 30%». То есть тарифы должны вырасти на цифру, составляющую 70% от инфляции текущего года (в 2013 году она, по предварительным прогнозам, составит 6,5%). Но напомним, что в июле уходящего года, несмотря на указ президента не повышать тарифы выше чем на 6%, они были задраны сразу на 12–15%. Это было объяснено тем, что повышение произошло не с 1 января, а с 1 июля, а значит, ставки тарифов нужно делить на два. Вот так и в 2014 году россиян может ждать повышение цен на услуги ЖКХ не на 4–5%, а на все десять.
Завуалированным повышением тарифов все эксперты называют и вводящуюся по всей стране с 1 июня 2014 года социальную норму энергопотребления, которая сейчас действует только в ряде пилотных регионов. Потому что ни в одном из них новая норма не учитывает реального объема потребления энергии населением и вынуждает его платить больше. Конкретный размер нормы будет определяться уже каждым регионом отдельно.
«Следующий год будет, очевидно, тяжелейшим для россиян за последнее десятилетие. И рассчитывать на власти особо не приходится, гражданам придется справляться самим», – констатирует в беседе с «НИ» президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
Своеобразным подарком для любителей «излишеств» станет рост акцизов на табак и алкоголь, который проводится почти так же традиционно, как и повышение тарифов. Технически акциз оплачивают производители товаров, но они так же привычно перекладывают его на плечи потребителей, повышая цены. Поэтому в результате роста акциза на табак на 40% в 2014 году средняя цена сигаретной пачки вырастет до 52 рублей. Также в 2014 году из-за роста акцизов увеличится и минимальная цена на водку – стоимость самой дешевой пол-литровой бутылки «огонь-воды» вырастет на 17% – до 199 рублей.
Автолюбителей заметно заденет рост акциза на бензин, который будет зависеть от экологического класса топлива. На бензин 4-го и 5-го классов ежегодное повышение ставок акцизов предполагается на уровне 12% в 2014 году, 11% в 2015-м и на 20% – в 2016-м. Но это не единственная неприятная новость, которая ждет автовладельцев. Со следующего года привычный транспортный налог, привязанный к мощности двигателя, вероятно, заменит экологический – так называемый налог «на воздух», который отражает то, как часто машина используется и каков ее уровень выбросов CO2. То есть в России, где почти половина автомобилей старше 10 лет и они не отвечают высоким экологическим требованиям, этот побор нанесет удар в первую очередь по малообеспеченным слоям населения и станет «налогом на бедность».
А вот доходы россиян, необходимые для оплаты всех этих повышений (а если останется, то и на жизнь), в 2014 году существенно не вырастут. Даже известное своими оптимистичными прогнозами Министерство экономического развития (МЭР) ожидает, что рост доходов населения замедлится до 3,3%. Это даже ниже инфляции, ожидания которой с учетом результатов нынешнего года колеблются на уровне 6–7%.
Примечательно, что запросы россиян за последний год значительно выросли – средняя цена нормальной жизни, которую называет половина граждан страны, составляет от 60–90 тыс. рублей в месяц, а еще треть говорят, что для достойной жизни им требуется не менее 100 тыс. рублей. Удовлетворять такие потребности населению станет труднее, тем более что одновременно с повышением тарифов и акцизов из-за кризисных процессов в экономике страну ждет повышение уровня безработицы – до 6% по мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева и до 8–10% по оценкам экспертов. Так, глава Конфедерации труда Борис Кравченко в беседе с «НИ» отметил, что пугающие тенденции роста безработицы уже заметны, и в следующем году они только усугубятся.
К тому же работающих россиян ждет еще неприятный сюрприз – в рамках грядущей пенсионной реформы их вынудят поделиться своими накоплениями. На целый год власти перенаправят средства из накопительной части пенсии ныне работающих граждан в распределительную часть для выплаты текущих пенсий. И хотя населению обещают возместить долг без каких-либо потерь, эксперты недоумевают, откуда при текущей ситуации и ожидаемом дефиците бюджета власти будут брать на это средства. Видимо, они делают ставку на низкую информированность и заинтересованность населения – только 56% россиян знают о проводящейся пенсионной реформе, причем около 40% из них просто «что-то слышали», но не могут рассказать, в чем суть и каково лично их к этому отношение.
Но есть и более радостные сюрпризы. После недавнего рывка цен на продовольствие, когда стоимость отдельных продуктов взлетела на 30%, в будущем году эксперты прогнозируют замедление инфляции на товары этой категории до 4–4,5%.
Кроме того, буквально за неделю до Нового года был подписан закон «О потребительском кредитовании», который, правда, вступит в действие только с 1 июля 2014 года. Но он ограничит максимальные ставки по кредитам – они не смогут превышать среднерыночное значение более чем на треть, и заемщики получат право на возврат средств без уведомления банка. Это особенно значимо с учетом колоссальной закредитованности населения – общий долг россиян перед банками к концу года составил 10 трлн. рублей, а рост просроченной задолженности физлиц приближается к отметке в 450 млрд. В итоге сейчас граждане РФ тратят на оплату кредитов в среднем треть своих доходов.
«Россиянам надо ввести личный режим чрезвычайной ситуации – начать активно сокращать расходы, диверсифицировать свои накопления, не держать все в рублях, распределять накопления на страхуемые на 700 тыс. рублей вклады в разных банках и, конечно, не брать новых кредитов», – настоятельно рекомендует Дмитрий Янин.
Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ-ВШЭ Сергей Смирнов отмечает, что потребление россиян в условиях кризиса естественным образом сместится в сторону продовольственных товаров. «Хоть и говорят – хлеба и зрелищ, но хлеб недаром на первом месте. От развлечений – кафе, кинотеатров, путешествий – придется отказаться ради экономии средств», – посоветовал «НИ» специалист.

http://www.newizv.ru/economics/2013-12-28/194985-i-darom-ne-nado.html