Россия

Россия
Моя фазенда

суббота, 3 августа 2019 г.

Партнерство без Меркель: как изменятся отношения Киева и Берлина в новой мировой реальности

Пятница, 2 августа 2019, 14:20 — , Институт евроатлантического сотрудничества


За последние годы международные отношения и роль отдельных стран Запада в формировании мировой политики начали меняться. В течение следующего десятилетия продолжится изменение мировоззрения, интересов и поведения – в том числе тех стран-членов НАТО и ЕС, которые имеют большое значение для Украины. 
В этой ситуации Украине стоит переосмыслить акценты своей внешней политической, экономической и культурной политики.
Одним из направлений может стать более решительное, чем до сих пор, углубление отношений с Германией, которое будет включать широкую политическую элиту, бизнес и гражданское общество.


Менять, но не все
Безусловно, даже в эпоху перемен не все направления внешней политики Киева требуют пересмотра.
Курс на ЕС и НАТО и далее будет главной целью внешней политики Украины. Особые связи Киева с Оттавой, Варшавой, Тбилиси, Таллинном, Ригой и Вильнюсом будут продолжаться или углубляться. Великобритания и скандинавские государства, вероятно, останутся в ряде самых верных международных друзей Украины.
Постепенное улучшение отношений Украины с Турцией и Израилем, без сомнения, необходимо поддерживать. Также мало кто сомневается, что налаживание более тесных отношений с Китаем, Японией и Индией важно для Украины.
Но существуют тенденции, которые требуют от Киева адаптации своего внешнеполитического мышления и поведения.
Прежде всего, стоит учитывать, что взгляд Вашингтона на мир в последующие годы постепенно меняется. США становятся более замкнутыми; они все больше обеспокоены Китаем. А это означает, что рано или поздно геополитическая направленность Штатов сместится от Европы к Азии. Это снизит заинтересованность США и в восточноевропейских делах, их участие в защите суверенитета и развитии Украины.
В худшем для Украины случае стремление Вашингтона уравновесить растущее международное влияние Китая может привести даже к созданию антипекинской американско-европейской оси – с участием в ней России.
Пока, правда, такой поворот событий не выглядит реальным – не в последнюю очередь, ввиду продолжающихся попыток Кремля подорвать западную демократию. Но рано или поздно в Кремль войдет новое руководство. Нельзя исключать, что оно окажется менее заинтересовано в противостоянии с США и ЕС. Какой бы далекой ни выглядела эта перспектива в настоящее время, Киев должен готовиться и к такому неблагожелательному повороту дел.

Во-вторых, ЕС и НАТО – в том числе на волне Brexit и избрания Трампа – начали переосмысливать свои объединяющие идеи.
В Альянсе ведутся споры о ролях США и Европы в обеспечении безопасности Запада. ЕС же вступил в период переопределения своих целей и идентичности, и нет уверенности ни в том, что переходная фаза ЕС будет короткой, ни в том, что результат изменений пойдет на пользу Украине.
Конечно, Брюссель вряд ли отвернется от Киева, но он может оказаться на многие годы поглощен своей собственной идейной и институциональной реконструкцией, расширением на Западные Балканы и всё более трудными отношениями с некогда близкой Турцией. В этот период у ЕС будет только ограниченная энергия, ресурсы и интерес для взаимодействия с Украиной.
На этом неблагоприятном фоне отношения Украины со странами-партнерами становятся особо значимыми.
И последнее, но не менее важное: партийные системы некоторых стран-членов ЕС и НАТО сейчас мутируют с пугающей скоростью. Этнический национализм, демагогический популизм и даже явный антирационализм, донедавна маргинальные, заняли ключевые места в американской и европейской высокой политике и обществе. Новые правопопулистские силы часто "c пониманием" относятся к России, а некоторые настроены откровенно пропутински. Идеи Евромайдана и стремление Украины к вступлению в ЕС и НАТО не находят у них понимания.
Полная версия:https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2019/08/2/7099218/

Комментариев нет:

Отправить комментарий