Коммунистический террор в Крыму в 1917-1921 годы
Дмитрий Соколов
Между революциями
Февральскую революцию её сторонники и ведущие деятели называли “великой бескровной”. Так охарактеризовал процесс смены власти в феврале-марте 1917 года министр юстиции, а позже – глава Временного правительства, Александр Керенский.
Эта оценка, однако, была далека от реальности. Первые дни революции в Петрограде ознаменовались погромами, вооруженными столкновениями, убийствами и грабежами. Начавшись в имперской столице, насилие перекинулось вскоре и на другие города Российской империи, военно-морские базы Балтийского флота Гельсингфорс (ныне Хельсинки) и Кронштадт. Жертвами революционной стихии стали служащие царской полиции, морские и армейские офицеры, чиновники, а также множество простых обывателей.
В результате разгула анархии в феврале-марте 1917 года в одном только Петрограде погибло около полутора тысяч человек, вместе с там в провинции ходили слухи о пятнадцати тысячах убитых.
Таким было начало Февральской революции, названной её сторонниками “великой бескровной”.
В отличие от Петрограда и Балтики, в Таврической губернии и Крыму длительное время сохранялась относительно спокойная обстановка. Население региона поначалу и вовсе не отличалось заметной политической активностью. Это же можно сказать и о личном составе Черноморского флота.
В недавнем прошлом, сыгравшие заметную роль роль в антиправительственных выступлениях 1905-1907 и 1912 гг. военные моряки, хотя и отнеслись с одобрением к известию об отречении императора Николая II, однако, не восприняли это событие как повод для пересмотра поставленных перед ними текущих задач. Напротив, в первые месяцы после Февральской революции, широкое распространение среди экипажей судов и Севастопольского гарнизона получило, так называемое, “революционное оборончество” – идея продолжения войны “до победного конца”, во имя защиты демократии и свободы.
Однако, уже в мае-июне 1917 года на флоте произошел ряд серьёзных конфликтов, одним из последствий которых стал уход с поста командующего ЧФ вице-адмирала Александра Колчака, в предшествующие месяцы приложившего максимум усилий для сохранения боеспособности флота. После отставки адмирала и его отъезда в Петроград, дисциплина среди моряков стала все более расшатываться.
В начале июня были зафиксированы первые убийства солдатами обывателей и офицеров. Правда, пока эти явления носили единичный характер. Гораздо больше было мародерства и грабежей. В середине июня в позиции моряков и солдат начинает проявляться антирелигиозная направленность.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий