Алексей Топалов
26.03.2016, 16:30
Порошенко приватизирует «Нафтогаз» в обход Яценюка
В набсовете «Нафтогаза Украины» преимущество
будет у иностранных наблюдателей — бывшие сотрудники крупнейших западных
нефтегазовых компаний смогут определять стратегию «Нафтогаза»,
контролировать ключевые затраты и определять руководство. Кабмин Украины
со своей стороны выдвигает номинантов, которые считаются людьми Игоря
Коломойского и Рината Ахметова.
Последнее время все чаще поднимается вопрос об отставке Яценюка. Предполагается, что на посту премьер-министра его сменит нынешний министр финансов Украины Наталья Яресько. Президент Украины Петр Порошенко назвал Яресько одним из кандидатов на должность премьера. По его словам, это будет «технократическое правительство». Другой вариант — «политический кабмин», который, по словам Порошенко, может возглавить мэр Львова Андрей Садовый.
Украинские олигархи Коломойский и Ахметов фактически неподконтрольны Порошенко. Таким образом, представители их интересов в «Нафтогазе» могут проводить политику, не выгодную украинскому президенту.
Дело в том, что именно наблюдательный совет «Нафтогаза» будет утверждать стратегию и бизнес-план компании, назначать руководство и контролировать ключевые затраты, а также отвечать за аудит.
Независимые же наблюдатели нужны «Нафтогазу» для того, чтобы получить кредит. «Это неформальное условие западных кредиторов, сопутствующее реформе компании», — поясняет сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«А формальное объяснение — так корпоративное управление «Нафтогаза» будет соответствовать принципам ОЭСР», — говорит эксперт.
Европейский банк реконструкции и развития пообещал предоставить кредит на модернизацию украинской газотранспортной системы, но лишь при условии, что «Нафтогаз» будет реформирован в соответствии с нормами Третьего энергопакета Евросоюза. Компания должна быть разделена на добывающую и транспортную.
«Первый транш от ЕБРР должен составить $306 млн,
хотя модернизация украинской ГТС требует около $5 млрд, — говорит
Марунич. — Впрочем, здесь все зависит от объемов транзита».
Однако Еврокомиссия фактически блокировала «Южный поток», так как он не соответствовал нормам того самого Третьего энергопакета, который запрещает одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой (именно на это нацелена и реформа «Нафтогаза»). В декабре 2014 года Россия отказалась от «Южного потока», на смену которому должен был прийти «Турецкий поток» (труба аналогичной мощности, которая должна была быть проложена через Черное море в Турцию, откуда российский газ пошел бы далее в страны юга Европы). Но после обострения отношений с Турцией проект оказался в подвешенном состоянии.
Сейчас Украина выступает против «Северного потока — 2», так как он,
по словам Арсения Яценюка, лишит страну $2 млрд транзитных доходов в
год. Кстати, против «Северного потока — 2» выступает и ряд стран Европы.
Они направили в Еврокомиссию уже два письма с просьбой остановить
проект, как угрожающий энергобезопасности Европы. Энергостратегия ЕС
подразумевает диверсификацию поставок энергоносителей и снижение
зависимости конкретно от России.
Позднее речь зашла о консорциуме по управлению «Нафтогазом», причем «Газпрому» вход в этот консорциум был закрыт.
«Будущее «Нафтогаза» на сегодня совершенно неопределенное», — говорит бывший пресс-секретарь НАК, украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский.
По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, конкретно НАК должна стать «системным оператором», а такие активы, как «Укргаздобыча» и «Укртрансгаз», будут выделены в самостоятельные юридические лица и их приватизируют.
«Но НАК не спешит выделять из своего состава ни «Укргаздобычу», ни «Укртрансгаз», — отмечает Землянский. — Даже если и произойдет разделение, то для приватизации этих предприятий существуют серьезные риски».
Землянский указывает, что за два года, прошедших с момента создания совместного предприятия по управлению ГТС, так и не нашлось заинтересованного крупного инвестора — именно потому, что в условиях приватизации есть ограничение на участие российских компаний.
Более того, нынешний глава «Укртрансгаза» не так давно заявлял, что процесс разделения ГТС и хранилищ займет не менее трех лет. «Следовательно, в ближайшей перспективе ожидать подвижек в вопросах привлечения инвестиций в украинскую ГТС не приходится, — говорит Землянский. — Отсюда следует вывод, что процесс корпоратизации НАК запущен с целью скрытой приватизации компании в том виде, в котором она существует сейчас».
Речь идет о фактическом управлении компанией без ее продажи, когда независимый набсовет выводит ее из-под контроля государства.
И дальше уже он принимает решения относительно управления имущественным комплексом.
«Это скрытая приватизация. Вопросами разделения компании на добычу и транспортировку будет заниматься уже частный инвестор, неподконтрольный правительству Украины», — указывает Землянский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий