14 мая 2019
Есть такая известная поговорка: «Где два украинца, там три гетмана». В нынешних реалиях получается, что на двух украинцев приходится три патриархата. И это только нелегитимных. С чем связан новый раскол в церковной жизни Украины и как это связано с поражением Порошенко на выборах президента страны?
Началось
всё с того, что аккурат после Дня Победы так называемый патриарх
Филарет внезапно заявил: «Киевский патриархат» всё ещё существует». И не
просто существует. Филарет разослал нынешним «епископам» так называемой
ПЦУ приглашения, где зовёт их собраться и поговорить.
Тут
нужно напомнить, что с 20-х годов прошлого века украинское православие
находится в расколе. Не принявшая революцию часть церкви назвалась УАПЦ
(автокефальная). До 90-х годов она существовала преимущественно в
эмигрантской среде. В начале 90-х УПЦ постиг очередной раскол,
виновником которого как раз и стал Филарет. В 1990 году он претендовал
на пост Патриарха Московского и всея Руси. Но тогдашнее церковное
руководство проявило благоразумие и патриархом стал Алексий II. В
отместку Филарет увёл в раскол часть украинской паствы, сыграв на
националистических настроениях. Хотя сам до этого был главой Украинского
экзархата РПЦ (так называлась УПЦ до 1990 года, затем она получила
более самостоятельный статус и сменила название).
Затем
последовали первые захваты церквей, в 1993-м чуть было не захватили
Киево-Печерскую лавру. Но тогдашним властям Украины и Киева всё это
порядком надоело и они приняли неканоничное, но соломоново решение. Вот
вам Андреевский собор (УАПЦ), вот вам Владимирский (Филарет), вот вам
Лавра (УПЦ). Служите каждый свою службу, а кто будет бузить – разгоним.
Так
оно и было последние 25 лет. То есть, конечно, УПЦ периодически
пыталась наладить с раскольниками диалог, но безуспешно. И вот примерно
год назад советники Петра Порошенко решили, что очень круто ему будет
перед выборами выехать перед нацией на белом коне в качестве
объединителя украинского православия. Объединиться, конечно, можно было
давно, но для этого пришлось бы всей новоявленной «церковью» каяться в
грехе раскола. Людям, плохо знакомым с историей христианства, это понять
непросто, однако грех это весьма суров: первым раскольником считается
Сатана.
Поэтому придумали
другой путь: попросить автокефалию у Вселенского патриархата. Стать
самостоятельной церковью в пику УПЦ на её же канонической территории и
не каяться в расколе. Сюжет начинает напоминать «Догму» Кевина Смита, не
так ли?
Саму же УПЦ Вселенский
патриарх объявил созданной нелегитимно и несуществующей – в расчёте на
то, что деморализованные церковники переметнутся в новую структуру, тем
самым придав ей легальный статус. А затем и мировое православие
постепенно смирится.
Всё это
провернули в конце прошлого года, а в начале января раскольникам выдали
долгожданный томос (церковный документ, в котором фиксируются важные
церковные вопросы, в том числе статус церкви). Правда, на поверку
оказалось, что никакой автокефалии раскольники не получили: все значимые
церковные вопросы Вселенский патриархат замкнул на себя. Но часть
раскольников готова была смириться и с этим, потому как правильная
украинская православная церковь в их понимании – это церковь без
москалей.
Сам Филарет очень
хотел стать патриархом ПЦУ. Но ему мягко отсоветовали. Даже для
Варфоломея Филарет – фигура слишком одиозная. Не было никаких шансов на
то, что возглавляемую им церковь признают полтора десятка православных
церквей. Поэтому Филарет смирил гордыню и главой новосозданной ПЦУ стал
его протеже – Епифаний. А Филарету оставили возможность быть «свадебным
генералом»: продолжать именоваться патриархом, носить облачение и даже
оставили в его ведении киевские приходы. Раскольничьи, конечно же.
Но
уже после Нового года стало ясно, что новая «церковь» получилась
какой-то кривой. Да, «Киевский патриархат» и УПЦ слили в одну структуру.
Да, славно потроллили РПЦ. Но ни один патриархат, кроме Вселенского,
ПЦУ так и не признал. Перебежчиков из УПЦ можно посчитать на пальцах,
практически весь епископат сохранил верность канонической церкви. Из
видимых успехов – отжали кафедральный собор в Виннице и ещё порядка
сотни храмов. Замах был на рубль, а удар вышел на копейку.
А
теперь давайте поставим себя на место Филарета. Быть отставным
патриархом при новой церковной структуре, соединившей каноническую УПЦ и
раскольников почётно и неутомительно. И гордыньке лестно: вот он я,
раскольник, наконец-то объединил, моё оказалось сверху, а Москва
утёрлась. А получилось так, что Филарет стал отставной козы барабанщиком
– дедушка-патриарх с неясным статусом при непризнанной никем структуре.
Филарет в таком статусе четверть века просидел, но он тогда хотя бы
управлял и на финансовых потоках сидел. А так сослали как Наполеона на
Эльбу.
Наполеон продержался девять месяцев, гордыни Филарета хватило лишь на полгода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий