Для многих Пасха - не религиозный день, но символ принадлежности к культуре страны
Лишь 50% сограждан понимают, что празднуют на Пасху Воскресение
Христа, 32% затруднились назвать смысл большого христианского праздника,
сообщается в исследовании ВЦИОМ.
По мнению 6% респондентов, Христос родился на Пасху. 4% считают
этот день «просто великим христианским праздником», столько же назвали
его днём поминовения покойных, а 3% россиян считают Пасху «праздником
окончания поста».
Зато 77% россиян правильно назвали дату православной Пасхи в этом
году: она приходится на воскресенье, 28 апреля. Ошиблись с числом 8%, а
15% не знали, что ответить.
Немного из истории Пасхи
У праздника «плавающая» дата. Первый Вселенский собор в Никее ещё в
IV веке постановил: Пасху следует отмечать в первое воскресенье после
весеннего равноденствия и полнолуния, по прошествии полной недели со
времени иудейской ветхозаветной Пасхи. Таким образом, у христиан Пасху
справляют в период с 4 апреля по 8 мая.
Как и еврейский Песах, ветхозаветная Пасха отмечалась в память
освобождения евреев от египетского рабства. Название «Песах» обозначает
«миновал». Бог прогневался на фараона за отказ отпустить на свободу
еврейский народ и устроил казни: погибли первые по старшинству потомки
мужского рода - у людей и у домашнего скота. Не покарало лишь первенцев
иудеев, поскольку евреи рисовали на своих домах условные знаки кровью
агнца. Казни напугали египтян, и те дали евреям свободу. В память об
этом иудеям полагалось закалывать молодого ягнёнка или козлёнка,
запекать и съедать пасхальной ночью. Пасхального агнца ещё именовали
пасхой.
В Новом Завете Христос заменил собой традиционную пасхальную жертву
и стал «новым Агнцем», закланным «ради очищения людей единожды и
навсегда». В это время священной трапезой становится Евхаристия:
приобщение к телу и крови Христа через употребление освящённых хлеба и
вина.
По мнению исследователей, обряд красить яйца уходит корнями в
глубокую древность. Само яйцо у многих народов олицетворяло творение,
рождение. Как пишет «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»
(издавался в поздней Российской империи), яйцо символизирует «гроб и
возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно
знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа». Традиция красить
варёные яйца прочно закрепилась в православии. У англо-саксов она
считалась несколько устаревшей даже в позапрошлом веке. В западных
странах с Пасхой ассоциируется среди прочего заяц: документальные
свидетельства об этом символе восходят к XVI веку (Германия).
Как церковь комментирует опрос
Цифры ВЦИОМа показали неплохую подкованность общества в понимании Пасхи, считает глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков. Церковь и волонтёры особенно активно ведут миссионерскую работу в предпасхальные дни, добавил он.
С необходимостью дальнейшего просвещения согласен и протоиерей Владимир Вигилянский. Советская
власть сделала всё, чтобы отдалить народ от церкви, последствия этого
видны сегодня. По мнению Вигилянского, русские XIX века глубже
сегодняшних жителей России понимали смысл церковных обрядов и
праздников.
Для многих россиян православие уже не религиозный, но культурный
маркер, и празднование церковных дат напрямую с этим связано, полагает руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Немудрено,
что христианин знает о Пасхе. Однако знание не заменяет «общение и
взаимоотношение человека и Бога», говорит представитель РПЦ.
«Я бы больше обратил внимание на те 50 процентов, которые все-таки
знают, что Пасха — это Воскресение Христово. Цифра достаточно большая
после тотального религиозного невежества нашего народа, которое имело
место всего 25–30 лет назад», - сказал «Вечерней Москве» настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот Всеволод Чаплин. При
этом чётких критериев «настоящего христианина» нет, «кто истинно
воцерковлен, только Господь на Страшном суде скажет», уверен иерарх.
Пасха сейчас не нужна обществу, полагает дьякон Сергей Белозерцев.
«К Пасхе-2019 статистика в нашей стране выглядит удручающей. Лишь 3%
россиян посещает богослужение в главный христианский праздник. Очевидно,
что эти три процента не могут говорить от лица всего народа», - пишет
автор в «МК». По словам дьякона, около 70% россиян считают себя
православными, но едва ли двадцатая часть их знает Евангелие или Символ
Веры. Общество пребывает в язычестве, и Христос здесь явно лишний,
сокрушается священник. «Язычество максимально приближено к жизни: есть
боги для войны, есть — для урожая, для денег, для родов, для дома… Все
понятно: нужен тебе успех в определенной сфере — знаешь, к кому
обратиться. Христос и Его Воскресение в эту картину совсем не
вписываются. Он не «вытекает» из жизни общества и потому неудобен», -
отмечает Белозерцев.
Слово светской публике
Большинство россиян не особенно волнует религиозный смысл праздника, рассказал ведущий
научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и
общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин. «В
России еще с 1990-х годов, когда прошел религиозный бум, сохраняется
несколько фольклорное и гастрономическое восприятие православия как
через призму народных традиций, которые существовали в советское время,
например, посещение кладбищ, так и церковных, которые связаны с куличами
и крашением яиц», - цитирует эксперта ТАСС. Мало кто из верующих знает,
что Страстная неделя перед Пасхой – особый этап Великого поста, говорит
эксперт. В это время христианин как бы проходит Крестный путь Иисуса
Христа до его распятия и воскрешения. По оценке Лункина, за последние 10
лет осведомлённость россиян о смысле христианства и его праздников
резко выросла.
Современные поколения не особенно углубляются в значения обрядов, посетовал религиовед Роман Силантьев.
«Оно знает, что на Пасху нужно красить яйца или испечь кулич, а
глубинных смыслов просто не знает. С таким же успехом можно спросить,
почему один из дней недели называется воскресеньем, и я думаю, что
ответы будут еще более удивительны», - сказал специалист.
«Да большая часть вообще пребывает в полном невежестве в отношении православия!», - пишет в Facebook профессор Саратовского университета Вера Афанасьева. Большинство
из так называемых «верующих» почти ничего не знает о христианстве,
пишет Афанасьева. «Но именно они и являются сегодня основной «верующей»
массой, недоброжелательно следящей за теми, кто вне её», - отмечает
профессор. «Пасха – крашеные яйца и поездки на кладбище. Рождество –
жареный гусь и новая порция салатов под трансляцию рождественской
службы. Сегодня вера – лучшее проявление патриотизма и основное
достоинство россиянина, никакими другими достоинствами не обладающего, -
считает Афанасьева. - Конечно, идея Единого Бога – самая сложная из
всех, что может вместить в себя человеческое сознание, так что людям
свойственно ее упрощать. Но не до такого же языческого примитива?».
Ометим, 48% респондентов ВЦИОМ собираются готовить куличи и красить
яйца, 21% отнесут их освящать в церковь. В прошлом году 59% изъявили
желание подготовить пасхальные угощения. 44% опрошенных собираются пойти
в гости или принять их у себя, отмечается в исследовании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий