Осень

Осень

пятница, 6 октября 2017 г.

Российский истребитель, от которого у противника кружится голова

18:1806.10.2017


МОСКВА, 6 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Небольшой изящный истребитель с двумя килями и плавными обводами фюзеляжа, взяв короткий разбег по полосе, с легкостью взмывает в небо. Старший летчик-испытатель ОКБ имени Микояна Александр Федотов набирает высоту и начинает осторожно "обкатывать" уже шестой в своем послужном списке тип самолета. Ровно 40 лет назад — 6 октября 1977 года — в первый полет отправился борт "9-01" — прототип известного на весь мир легкого фронтового истребителя МиГ-29. Он вступил в боевой состав советских ВВС шесть лет спустя и на сегодняшний день остается одной из самых массовых машин своего класса в мире. Всего было построено более 1600 самолетов этого типа, они стоят на вооружении более 25 стран. О достоинствах МиГ-29 и его новейших модификациях, обгоняющих время, — в материале РИА Новости.

Шустрый малый


lГлавная цель этого самолета — завоевание локального превосходства в воздухе на относительно небольшом участке фронта. Дальние рейды и свободная охота — задача более тяжелых Су-27 и их многочисленных модификаций. МиГ-29 же действует в тесной привязке к земле — защищает от авиации пехоту и бронетехнику, прикрывает тыловые объекты, противодействует воздушной разведке противника. Легкие истребители, как правило, базируются почти у линии фронта, зачастую на малоподготовленных и не самых "комфортных" аэродромах. Поэтому МиГ-29 — самолет неприхотливый и исключительно надежный. Автомат Калашникова в мире боевой авиации.

Чтобы самолет мог взлетать даже с очень "грязной" полосы, не опасаясь попадания посторонних предметов в воздухозаборники, у него есть "жабры" слева и справа от кабины на так называемом верхнем зализе — элементе, соединяющем крылья с фюзеляжем. Именно через них двигатели забирают воздух при взлете и посадке.

Это не единственное ноу-хау "точки опоры" (Fulcrum — обозначение МиГ-29 по классификации НАТО). Специально для этого самолета ГМКБ "Вымпел" разработало управляемую ракету малой дальности класса "воздух-воздух" Р-73, принятую на вооружение в 1983 году. Этот сверхманевренный боеприпас в модернизированных вариантах до сих пор используется в российских ВВС и ряде других стран. Он работает по принципу "выстрелил-забыл" — истребителю не нужно "подсвечивать" цель для ракеты, она найдет его самостоятельно. Это очень важно в ближнем воздушном бою — летчику остается больше времени на скоростное маневрирование, которое считают "коньком" "МиГа".

"Двадцать девятый" — очень "шустрая" машина. Два двигателя РД-33 на форсаже выдают тягу на форсаже в 17 тысяч килограммов в секунду, которых для пятнадцатитонной машины хватает с избытком. Истребитель способен разгоняться до 2450 километров в час и выполнять сложные фигуры высшего пилотажа, в том числе и "колокол" — вертикальное зависание в воздухе с нулевой скоростью. В этот момент самолет становится буквально невидимым для средств ПВО противника. Маневренные качества МиГ-29 по достоинству оценил даже вероятный противник.
"Я поражен управляемостью русского истребителя, особенно его способностью изменять свою ориентацию в полете, — признавался канадский летчик Боб Уэйд, одним из первых западных пилотов поднявший этот самолет в воздух. — МиГ-29 — это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне не дозволено сравнивать эту машину с какими-то конкретными западными истребителями. Но могу совершенно точно сказать, что его характеристики при воздушном показе вплоть до участка малых скоростей полетной области ни в чем не уступают, возможно, и превосходят то, что можно выполнить на западных истребителях".