Россия

Россия
Моя фазенда

среда, 8 февраля 2012 г.

Суд после смерти

Vedomosti.ru

08.02.2012

 Абсурд становится реальностью. Умерший(по версии правозащитников — убитый) в ноябре 2009 г. в сизо«Матросская Тишина» юрист фонда HermitageCapital Сергей Магнитский может стать подсудимым. Как сообщил вчера следственный департамент МВД, его дело вскоре могут передать в один из столичных судов.

Действия следствия по делу Магнитского(подробности в статье на стр. 02) удивляют по многим причинам. Суд над покойным, виновники смерти которого не понесли наказания, будет выглядеть изощренным издевательством над памятью погибшего и над его близкими. По словам многих опытных адвокатов и сотрудников правоохранительных органов, им не приходилось заниматься уголовным преследованием умерших или их защитой. Процессы, где в преступлениях обвиняли людей, умерших задолго до суда, были характерны во времена инквизиции или в сталинскую эпоху(например, дело о заговоре в Красной армии и дело врачей). Единственное исключение — процессы о реабилитации, когда дела пересматривают с учетом новых обстоятельств.

Но проблема не только в моральной стороне будущего процесса. Спорными выглядят и правовые основания передачи в суд дела, в котором одновременно обвиняются живой и умерший более двух лет назад. Как правило, подобные дела разделяют для скорейшего прекращения преследования покойного. Противоречиво выглядит и процедура возбуждения этого дела. Напомним, уголовное преследование юриста фонда HermitageCapital первоначально прекратили вскоре после его смерти, весной 2010 г. В августе 2011 г. Генпрокуратура отменила постановление о прекращении дела, ссылаясь на постановление Конституционного суда(КС) от 14 июля 2011 г. Тогда суд признал противоречащими Конституции положения 24-й и 254-й статей Уголовно-процессуального кодекса, позволявшие прекращать дела в связи со смертью подозреваемого, обвиняемого и подсудимого без согласия родственников умершего.«Непредоставление возможности отстаивать в уголовном процессе свои права и законные интересы <...> означало бы умаление чести и достоинства личности самим государством», — указали судьи.

Но ссылка прокуратуры и следователей на решение КС некорректна, уверены авторитетные правоведы. Постановление КС позволяет возобновить ранее прекращенное дело по ходатайству родственников, если они настаивают на продолжении процесса.

На этом, например, настаивали Сергей Александрин — отец погибшей Ольги Александриной, которую признали виновной в громком ДТП с участием автомобиля вице-президента«Лукойла», и Дмитрий Баяндин, сын командира вертолета Ми-17 Алексея Баяндина, разбившегося с VIP-охотниками на Алтае.

Проще говоря, дело следует продолжать, когда родственники протестуют против принципа«виновные мертвы, иные позабыты». Следственный департамент МВД, по словам адвоката Магнитского Дмитрия Харитонова, возобновил его дело без согласия родственников, которые пытались обжаловать действия следователей. По мнению экспертов, сотрудники Генпрокуратуры и МВД вольно интерпретировали июльское постановление КС.

Есть версия, что возобновление дела — это маневр. Его цель — убедить близких покойного юриста прекратить попытки привлечь к ответственности сотрудников МВД, преследовавших Магнитского, в обмен на прекращение дела. Но такое соглашение возможно лишь при наличии посредника, пользующегося доверием обеих сторон, а такой фигуры не наблюдается.

По всей видимости, попытка суда над умершим за решеткой юристом вызвана стремлением инициаторов дела Магнитского оправдать нарушения в ходе расследования, которые выявили члены президентской комиссии по правам человека, его посмертным осуждением. Наконец, будущий суд над Магнитским — это еще и сигнал силовиков предпринимательскому сообществу: мы достанем вас даже из-под земли. Любопытно, как отреагируют на это решение следователей первые лица государства, которые(по их словам) хотят улучшения инвестиционного климата.

Эта публикация основана на статье «От редакции: Суд после смерти» из газеты «Ведомости» от 08.02.2012, №22 (3036)

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий