Россия

Россия
Моя фазенда

пятница, 27 января 2012 г.

Заставлять ребенка делиться любимыми вещами не всегда правильно

Ольга Людва | Семейный гештальт-терапевт

Рассказывает, нужно ли учить ребенка делиться.

    "Родителей можно понять. Каждый хочет, чтобы его ребенок был "хорошим". Хотя обычно четко определить понятие "хорошести" и входящие в него качества, люди затрудняются, однако доброта считается необходимой почти у всех. А в нашей культуре одним из основных признаков доброты считается умение делиться, или, если более глобально, то альтруизм.

    Как бы многие не утверждали, что успех в жизни светит только эгоистам (весьма далекое от истины утверждение), но даже эти люди воспитывают в своих детях альтруизм в той, или иной степени. Точнее, пытаются воспитывать, ведь, на самом деле, происходит в таких случаях примерно следующее.

    Чем младше ребенок, тем меньше он способен себя контролировать. Если он хочет, то хочет именно это и именно сейчас, и хочет всей своей маленькой детской душой, и всем телом тоже (обратите внимание, как напрягается весь маленький ребенок, когда кричит или плачет).

    Его желание всеобъемлюще, в нем заключается в момент хотения весь мир и весь смысл его жизни. Неважно, что в следующую секунду внимание отвлечется на что-то еще и только что составлявший смысл жизни предмет, например, красный совочек для песка, будет забыт в песочнице. Важно, что сейчас и здесь - он есть.

    А еще есть мама (папа, бабушка, няня), которые являются жизненно важными людьми, не говоря уже о том, что они большие и сильны. Если что, они отнять могут, и с ними не поспоришь особо, до подросткового-то возраста. И если они говорят "Делись", то приходится порой расставаться со своим смыслом жизни.

    Как может чувствовать себя ребенок, у которого родные отняли смысл жизни и отдали другому ребенку? Честно говоря, не лучшим образом. И, хотя со временем ребенок привыкает к тому, что надо делиться, приходится, заставляют, но сам процесс деления, особенно вещами (игрушками, угощениями) своими собственными, личными, воспринимаемыми, порой, почти как часть себя, начинает вызывать у ребенка ненависть.

    Из детей, которых особенно много заставляли делиться, потом часто вырастают отчаянные жадины, накопители, скряги и фанатичные коллекционеры. Не говоря уже о том, как влияет такое воспитание на отношения с родителями. Если родители не слишком усердствовали, то может образоваться всего лишь ненасытное желание того предмета, которым родители часто заставляли ребенка делиться.

    Что же делать? Не побуждать ребенка делиться игрушками совсем? Нет, это тоже не выход. Самоконтроль ребенка вырастает именно из таких ограничений, предлагаемых или даже строго устанавливаемых родителями. Нужно только делать это в меру, осторожно, внимательно к ребенку, к его нуждам и потребностям, его желаниям.

    Чем младше ребенок, тем сложнее ему контролировать свои желания, и тем меньше смысла в подобных ограничениях. И главное: родителям стоит помнить о том, что основной способ обучения ребенка - не заставить его сделать, а показать ему пример. Будьте такими, какими хотите видеть своего ребенка. Заодно сами сможете понять, так ли уж хорош для него тот образ, к которому вы стремитесь? Ведь дать поиграть ненужную вам лично игрушку - это так просто! А вы попробуйте дать родителям того малыша, знакомым по песочнице, покататься на своей машине?"

http://meddaily.ru/article/27Jan2012/delimsa

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий