Россия

Россия
Моя фазенда

суббота, 21 января 2012 г.

Экспертное сообщество приговорило ВВП

  60% опрошенных экономистов против «существующей политической системы»

  На втором дне Гайдаровского форума «Россия и мир: 2012–2020» (о первом см. вчерашний номер) случилась сенсация. Которую, правда, могли заметить далеко не все участники – так как в зале в это время царило броуновское движение, и директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Наталью Акиндинову могли слушать недостаточно внимательно. А она тем временем обнародовала результаты опроса 32 российских макроэкономистов. Большинство из них поставили «неуд» властям.

  Опрос проводили в рамках работы над обновленной редакцией «Стратегии-2020». Респондентов вначале попросили сделать свои личные прогнозы по 20 основным макроэкономическим показателям до 2020 года, на основе которых был подготовлен консенсус-прогноз. Затем они же ответили на ряд так называемых «качественных» вопросов, в том числе по развитию экономической, и не только, ситуации в мире в целом и в России в частности, в том числе и политической.

  Впрочем, в первой части опроса особых сенсаций на первый взгляд вроде бы нет. Так или иначе такого рода оценки уже звучали. Но тем не менее они практически полностью совпадают с оценками Минфина, также вчера приведенными главой ведомства Антоном Силуановым. Что важно в борьбе со сторонниками безудержного роста бюджетных расходов.

  В частности, консенсус-прогноз показывает, что скорее всего цены на нефть в течение ближайших 8 лет останутся примерно на нынешнем уровне и в 2020 году составят около $117 за баррель. По оценке Минфина, только при такой цене можно в этом году свести дефицит бюджета до нуля. В 2020 году понадобится куда большая цена. Между тем, по подсчетам Минфина, средняя цена нефти за последнее десятилетие не превышает $70/баррель. И поэтому бюджет необходимо базировать именно на этой отметке. Чего в Минфине надеются добиться не позже 2016 года, так как крайне опасным, по оценке Силуанова, является фактор нестабильности на нефтяных рынках. Вполне вероятен сценарий, когда нефть длительное время будет стоить не более $80. А это приведет к катастрофическому росту дефицита бюджета, который не закрыть никакими заимствованиями — больших денег сейчас нет нигде. В результате, подчеркнул Силуанов, можно докатиться и до секвестра. При этом слове модератор вчерашней дискуссии Алексей Кудрин согласно кивнул головой и затем предложил разобраться с тем, выдержит ли бюджет заявленные военные расходы. Эксперты заявили, что нет.

  Опрошенные же эксперты полагают, что дефицит бюджета на уровне 1,5–2% ВВП сохранится до 2020 года.

  Далее, эксперты не надеются на ускорение роста ВВП — не более 3,5–3,7% годовых (в 2011-м — 4,1%). Обнадеживает только прогноз по инфляции — около 5% в год. Да, и еще: только половина экспертов предрекают вторую волну финансового кризиса. Остальные верят в лучшее.

  Но это все цветочки. Ягодки же таковы. 60% опрошенных экспертов уверены в том, что в рамках существующей политической системы нет возможностей ни для качественного улучшения институтов (то есть усиления борьбы с коррупцией, реорганизации судебной системы и т.п.), ни для проведения модернизации.

  Это дорогого стоит. Экспертов мобилизовали на модернизацию «Стратегии-2020» не для того, чтобы они отказали вслед за обманутыми избирателями в политическом доверии нынешнему режиму. Их задача — дать совет власти, как ей выжить. Или, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, разработать новую повестку для будущего правительства, где предполагаются все те же лица. Но, видимо, нынешний политический курс, основанный на сырьевой экономике и управляемой демократии, настолько себя исчерпал, что даже аполитичные макроэкономисты это тоже осознали.

МЕЖДУ ТЕМ

  Помощник президента Аркадий Дворкович заявил на Гайдаровском форуме: «В ближайшие несколько месяцев будет сделан выбор тренда политики на 10-12 лет вперед». По его мнению, альтернативы таковы: новая индустриализация или постиндустриальная политика.

  В зависимости от сделанного выбора государству предстоит ориентироваться либо на крупные корпорации, либо на «широкие предпринимательские массы». Первый тип политики предполагает повышение степени закрытости страны, в частности ограничение выезда за рубеж для населения. Плюс высокие налоги на бизнес, потому что крупным корпорациям по большому счету все равно, какие налоги платить. Компенсация ограничений должна прийти в виде роста зарплат. "Зарплаты в России могли бы и больше вырасти, если бы не коррупция",— подлчеркнул Дворкович.

  Второй тип политики предполагает низкие налоги, максимально жесткую борьбу с коррупцией и максимальную открытость. Но зарплаты и пенсии будут рыночными, то есть повышаться медленно. А пенсионный возраст придется повышать. Сам Дворкович придерживается второго сценария и будет советовать властям именно его.

Константин Смирнов, Павел Чувиляев

http://digest.subscribe.ru/economics/news/n755581615.html

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий