Михаил Фишман
Vedomosti.ru
27.01.2012, 00:55
Еще вчера столичная мэрия отклоняла все варианты шествия 4 февраля в центре Москвы, но внезапно согласовала предложенный организаторами маршрут. К счастью, снова победил компромисс. Увы, нет гарантий, что навсегда.
Понятно, почему власти пока удерживают себя от разгонов и силовых решений. Во-первых, не стоит лишний раз разогревать горячую кровь. Во-вторых и в-главных, мнение Запада беспокоит Владимира Путина. Одна серьезная потасовка, и его могут приравнять к тиранам, а это и непрестижно, и опасно экономически.
К тому же где-то на задворках его сознания пульсирует мысль, что такие повороты ведут к настоящим войнам. Убеждению, что протесты инспирируются извне, нужны зримые подтверждения, и они легко находятся в новостях CNN и на мировой карте. Примеры перед глазами. Не случайно глава Конституционного суда пишет, что Россия может стать новой Ливией.
Но это одна сторона медали. На другой написано, что постоянно уступать нельзя. Так пойдет — скоро бандерлоги займут гостиную, будут бить дорогой фарфор.
Путин оправился от митингового свиста, его рейтинг приостановил падение, растет уверенность, что можно победить в первом туре. Одно дело выборы в Думу, балаган.«Я голосовал за других сволочей» — один из самых популярных лозунгов прошлого митинга. Теперь у Путина есть мощный козырь — отсутствие альтернативы. И хотя уже никому не понятно, что будет твориться при нем самом, есть страх неопределенности, к которой приведет его поражение. Это иррациональное чувство.
С другой стороны, наоборот, заметно падение драйва. Мирный протест изматывает: трудно ведь долго поддерживать эмоциональный порыв, когда неясно, как фиксировать счет в матче и что можно считать победой. Ядро протеста сформировалось, оно крупное, но число митингующих не растет.
Это не значит, что протест проиграл, — перевес по-прежнему на стороне митинга. Низкий результат на выборах в Москве станет для Путина новым большим ударом. Его сторонники деморализованы, а вертикаль начнут заполнять люди, для которых нелояльность будет главным активом. И в какой-то момент, возможно, выяснится, что очередной назначенный преемник в реальности черпает силу не в Кремле, а из других источников.
Это позитивный сценарий. Но что будет, когда перетягиваемый канат порвется и дело перейдет в рукопашную? Что будет, когда митинг так или иначе перейдет границу формальной законности и лозунг«Не забудем, не простим» наполнится живым смыслом? Когда и если всем уже станет понятно, что конкретно нельзя забыть и простить.
Четких ответов нет, но ясно, что тогда изменится и вся структура протеста: за флажки первыми выйдут те, кто давно готовится к бою. Бескомпромиссная позиция станет единственно возможной. У Лиги избирателей и других движений, которые видят своей целью не захват власти, а мирный прессинг, не останется выхода. Они тоже пойдут — но уже не в авангарде, а вслед за радикальным лидером нового военного времени.
Владимир Путин и тут вряд ли выйдет победителем — обстоятельства сегодня против него, — но цена его поражения может оказаться высокой.
Автор — независимый журналист
Эта публикация основана на статье «Общественный интерес: Между бандерлогом и волком» из газеты «Ведомости» от 27.01.2012, №14 (3028)
Комментариев нет:
Отправить комментарий