Пенсионная реформа может провалиться из-за своей непрозрачности и финансовых проблем государства
ЭЛЯ ГРИГОРЬЕВА
С 1 февраля пенсии в России вырастут на уровень инфляции 2013 года, то есть на 6,5%. Всего же за текущий год индексация трудовых пенсий пройдет два раза – 1 февраля и 1 апреля. Суммарный рост выплат к уровню прошлого года, по данным Пенсионного фонда России (ПФР), составит 8,1%. Для этого из бюджета на счета ПФР будет перечислено порядка одного триллиона рублей трансфертов. Минфин выступает резко против таких расходов, предлагая сократить размер пенсионных выплат за счет повышения пенсионного возраста. Однако данное предложение идет вразрез с позицией президента. Пенсионная реформа, затеянная ради латания «черной дыры» ПФР, судя по всему, не смогла справиться со своей задачей. По мнению экспертов, полученная в результате преобразований конфигурация пенсионной системы настолько нестабильна, что говорить об окончании изменений не приходится. Тем более что у самих россиян возникает все больше вопросов к ее прозрачности – введение непонятной балльной системы подсчета пенсий на корню убивает желание работников делать отчисления в социальные фонды. На этом фоне ПФР продолжает строить шикарные офисные здания, что лишь усиливает недовольство граждан.
Многочисленные дебаты по пенсионной реформе, которые велись в прошлом году между правительством, депутатами, профсоюзами и экспертным сообществом, закончились принятием федерального закона, который закрепил большую часть предложений Министерства труда. Многие фракции в Госдуме выступали резко против законопроекта, но партия «Единая Россия», имеющая большинство голосов в нижней палате парламента, одобрила пенсионные законы.
Как рассказала «НИ» первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, выступавшая на стороне оппонентов Минтруда, в принятом документе сохраняются все недостатки прежней пенсионной системы плюс добавляются новые просчеты. «Остается, а местами и усугубляется «уравниловка», недоучет заработка, не восстанавливаются нестраховые периоды в трудовом стаже, отсутствует ясная концепция и прозрачность пенсионных схем. В итоге по целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать пенсию меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком», – пояснила г-жа Дмитриева.
Кроме того, новый порядок уплаты страховых взносов не ликвидирует регрессию, а наоборот, ее усиливает, то есть еще больше высокооплачиваемых работников не будут платить пенсионные взносы, при этом из-под налогообложения выводится 30–40% фонда оплаты труда.
Особое внимание г-жа Дмитриева заострила на непрозрачности подсчета трудовых пенсий. «Порядок расчета пенсий невразумительный. Формулы приводятся лишь по некоторым операциям. Полного алгоритма расчета пенсий нет. В частности, непонятно, как считаются суммы валоризации (переоценки денежной стоимости пенсионных прав. – «НИ»). Не приводится формула расчета повышения фиксированного базового размера страховой части пенсии в зависимости от стажа, превышающего 30 лет. Дается маловразумительное словесное описание расчета», – сетует наша собеседница. «Вместо позитивного эффекта, на который, очевидно, рассчитывали президент и правительство, реакция на пенсионную реформу будет резко отрицательной», – сказала депутат.
Власти признают, что принятая реформа потребует значительных финансовых трансфертов из бюджета. По оценке министра финансов Антона Силуанова, дефицит ПФР сейчас составляет более триллиона рублей. В начале января министр в очередной раз призвал подумать над увеличением возраста выхода на пенсию в России, чтобы сбалансировать бюджет ПФР. Однако это прямо противоречит позиции Владимира Путина, который в декабре говорил, что пенсионный возраст повышаться не будет. Об этом министру недавно напомнила и вице-премьер Ольга Голодец, которая заявила, что этот вопрос не будет обсуждаться еще минимум 10 лет.
По словам старшего эксперта Института экономической политики им. Гайдара Сергея Жаворонкова, в настоящее время люди в России не понимают, ради чего они делают отчисления из своей зарплаты в социальные фонды, особенно учитывая тот хаос с пенсионной реформой, который устроило правительство в минувшем году. «Раньше объяснялось, что примерно половина социальных платежей, которые вы платите, – это не налог, а, по сути, отложенный платеж на пенсию. Половина идет в распределительную систему, а другая половина – это ваши деньги. А теперь выясняется, что денег у вас никаких не будет, зато будут баллы, которые правительство непонятно как рассчитает через 40 лет, после того как вы сейчас работаете, будучи молодым», – рассказал «НИ» г-н Жаворонков.
Кроме того, головной болью российских властей уже в ближайшее время может стать незавершенность пенсионной реформы. По мнению г-жи Дмитриевой, текущая конфигурация пенсионной системы далеко не оптимальна, следовательно, пенсионная система вступила в стадию постоянной корректировки.
«По сути, заложенная реформой пенсионная формула – несбалансированная, и через несколько лет снова станет очевидно, что трансферты из федерального бюджета будут нарастать, а проблемы так и не удалось решить. Правительству придется снова что-то предпринимать и менять законодательство, чтобы сбалансировать систему», – рассказала «НИ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пинохина.
По словам эксперта, в 2012 году федеральный бюджет передал пенсионному фонду только для погашения его дефицита 1 трлн. 33 млрд. рублей. Помимо этого, средства выделялись на валоризацию пенсий, компенсацию пониженных тарифов страховых взносов, на выплату пенсий по гособеспечению. Сумма дополнительных трансфертов составила еще порядка 1 трлн. 790 млрд. Таким образом, общая сумма трансфертов из федерального бюджета в ПФР ежегодно исчисляется суммой примерно в 3 трлн. рублей. «В следующем году она будет меньше на сумму, переданную в ПФР из накопительной части пенсий. Причем средства с накопительных пенсионных счетов будут переведены в распорядительную систему безвозвратно. Да, граждане получат компенсацию в виде дополнительных пенсионных баллов, но пенсионные фонды взносы за 2014 год уже не получат. И это никакого отношения не имеет к гарантированию пенсионных накоплений. Это просто способ заткнуть дыру в бюджете», – пояснила г-жа Пинохина.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев в беседе с «НИ» также оценил пенсионную реформу крайне негативно. По его словам, термин, который хорошо характеризует ее суть, – это «пенсионная реформа компенсационного типа», так как балльная система подсчета пенсий позволяет правительству не думать, есть ли в бюджете деньги или нет. «Сколько есть, столько и будет расходоваться на выплату пенсий. Никакой головной боли для правительства», – пояснил он.
По мнению эксперта, то, что в 2014 году кабмин пошел на фактическую ликвидацию накопительной системы, означает только одно – государство не заинтересовано в существовании негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а их акционирование в итоге обернется скупкой акций со стороны госструктур. «На мой взгляд, акционирование НПФ проводится для того, чтобы в один не самый прекрасный момент государственный пенсионный фонд смог скупить акции негосударственных фондов. То есть все то, что было накоплено в НПФ и находилось под управлением частной компании, окажется под полным контролем государства. Таким образом, слова, что акционирование НПФ необходимо, чтобы обезопасить систему, – это лукавство», – полагает г-н Николаев.
По мнению эксперта, для гармонизации пенсионной системы необходимо в первую очередь развивать экономику. «Дополнительный негативный отпечаток пенсионной реформе придало и время ее проведения – когда экономика скатывается от стагнации в рецессию, ухудшаются финансовые результаты предприятий, что автоматически приводит к сокращению социальных отчислений и к снижению поступлений в ПФР», – говорит г-н Николаев. Для выхода из ситуации надо либо увеличивать трансферты из бюджета, либо поднимать пенсионный возраст, но никак не затыкать дыру за счет накопительной части пенсий.
«Самое фундаментальное, что можно сделать для сокращения дефицита ПФР, – это не допустить экономического спада в стране. Что касается непосредственно пенсионного реформирования, то я бы, наоборот, развивал направление по пенсионной накопительной компоненте и полностью пересмотрел взгляд на применение страховых принципов в пенсионной системе. Страхование – это ведь финансовый институт, когда платят все, а возмещение получает далеко не каждый. Соответственно, оно не может функционировать в системе, когда платят все и все же получают страховые возмещения», – сказал г-н Николаев. По мнению эксперта, страховые принципы вообще не годятся для пенсионной системы. «Это совершенно другой взгляд на пенсионную реформу. Это реформирование с другого конца», – пояснил собеседник «НИ».
Подводя итоги, невозможно не упомянуть еще один факт, характеризующий работу ПФР в России. Непонятно, как в условиях жуткого дефицита государственное ведомство может строить себе шикарные офисные здания в центре Москвы и других российских городов. «По факту во многих российских регионах самые шикарные здания – это офисы ПФР. Выглядит это просто вызывающе, и такого не должно быть в принципе», – добавляет «НИ» Игорь Николаев. И хотя эксперты считают, что сумма, затрачиваемая на фешенебельные здания, несравнима с теми расходами, которые идут из федерального бюджета на выплату пенсий, – копейка рубль бережет, и если убрать все неэффективные расходы, то, может быть, и «латать» дыру ПФР придется не так часто.
http://www.newizv.ru/economics/2014-01-27/196041-tjagoty-zasluzhennogo-otdyha.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий