Россия

Россия
Моя фазенда

вторник, 3 апреля 2012 г.

Нормы чекистского капитализма

Российские энергокомпании требуют от своих потребителей подробные справки о всей цепочке собственников и бенефициаров. При невыполнении этого требования энергетики грозят отключить потребителям свет и тепло. Еще пару лет назад нельзя было представить, что монополии присвоят себе функции налогового следствия и начнут сбор сведений о структуре собственности миллионов юридических лиц.

Однако сегодня эта фантасмагория стала реальностью. Многие столичные потребители получили на прошлой неделе грозные требования от «Мосэнерго»: предоставить сведения о собственниках или лишиться энергоснабжения. Юристы говорят, что такие требования – это вопиющее нарушение законодательства и здравого смысла. Кроме того, никто не собирается гарантировать конфиденциальность затребованных данных.

Примечательно, что свой произвол монополии объясняют поручением премьера Владимира Путина, который попытался навести порядок в финансовых потоках энергокомпаний. Однако благое, казалось бы, начинание доведено до абсурда. Теперь не общество пытается контролировать монополии, а монополии – общество. Монополизм, беззаконие и силовые методы – характерные черты построенного в России «чекистского» капитализма.

Как показывает практика, в России сформировался особый вид капитализма – чекистский. В этом капитализме экономические цели достигаются не в результате конкуренции экономических субъектов, а в результате слежки, нелегального использования информации и угроз фальсификации уголовных дел. Экономика начинает функционировать не по экономическим законам, а исходя из решений тех или иных чиновников. Законодательство становится не источником справедливости и правосудия, а инструментом манипуляции, так как в нем изначально заложена возможность двойной трактовки в ту или иную пользу. А поручения правительства, которые даются якобы для улучшения делового климата в стране и повышения прозрачности, оказываются на практике очередным способом давления на бизнес.

В конце декабря 2011 года премьер дал поручение госкорпорациям и госбанкам «в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью, в месячный срок обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)». Госкомпании, выполняя поручение, решили проверить на прозрачность не кого иного, как собственных клиентов, организации – потребители услуг, решив, что именно они и являются главными контрагентами.

В начале 2012 года российские компании получили письма, в частности, от Росатома и РЖД с требованием в наикратчайший срок раскрыть информацию о собственниках, иначе госкомпания разорвет с ними контракты о предоставлении услуг. Ситуация стала накаляться. И, если верить прессе, правительство в лице вице-премьера Игоря Сечина вовремя опомнилось и несколько уточнило свои поручения. Исходя из новых поправок, контрагентами для госкомпаний являются не клиенты и не потребители услуг, а поставщики. На этот же факт указывают и юристы. «Правительство уже в январе уточнило свои требования к госкомпаниям. Запрашивать следует только поставщиков, ограничение по стоимости контрактов – более 50 миллионов рублей», – отмечает юрист группы «Яковлев и Партнеры» Андрей Фелюст.

Однако в марте, несмотря на уточнения, письма, написанные в ультимативной форме, поступили в столичные организации, являющиеся клиентами «Мосэнерго» (основной акционер «Мосэнерго» – «Газпром энергохолдинг»). Текст, подписанный замгендиректора по правовым вопросам А.А.Ефимовой, гласит: «Во исполнение поручения председателя правительства РФ от 28.12.11 № ВП-П13-9308 и в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности прошу Вас в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего запроса представить информацию о всей цепочке собственников Вашей организации, включая бенефициаров (в том числе конечных)... Настоящий запрос прошу считать неотъемлемой частью действующего договора между ОАО «Мосэнерго» и Вашей организацией. Обращаю Ваше внимание на то обстоятельство, что отсутствие у ОАО «Мосэнерго» документально подтвержденной информации о всей цепочке собственников Вашей организации, включая бенефициаров (в том числе конечных), может существенно затруднить или сделать невозможным дальнейшее исполнение действующего между нашими организациями договора». Как показывает изучение юридических интернет-форумов, последователи у столичных энергетиков есть и в других городах. Такие же письма получали, в частности, в марте этого года организации Санкт-Петербурга.

Корреспондент «НГ» попросил у «Мосэнерго» пояснить, насколько такое требование законно и как будут храниться и использоваться запрашиваемые данные. Официальный комментарий от «Мосэнерго» уместился в одно предложение: «Эта работа ведется по поручению правительства РФ».

Другими словами, по поручению правительства госкомпании продолжают нарушать законодательство и давить на своих клиентов. Опрошенные «НГ» юристы уверены: в том виде, в каком поручение исполняется на местах, его можно назвать незаконным. «Если речь идет о простых потребителях услуг, то это несусветная глупость, превышение полномочий и подмена понятий», – говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Константин Трапаидзе. Управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев продолжает: «Мосэнерго», как и другие компании, выполняет правительственные инструкции, которые напрямую противоречат действующему законодательству. Во-первых, корпоративному – предоставление сведений об акционерах предусмотрено только в определенных случаях. Во-вторых, законодательству об охране персональных данных. Предоставлять подобную информацию компании не в праве и не обязаны. Это существенно нарушит права инвесторов, в том числе иностранных. Превращение Москвы в финансовый центр откладывается при таком развитии событий еще как минимум на пару десятилетий».

«В случае если «Мосэнерго» все же направило такое письмо не своим поставщикам, а конечным потребителям электроэнергии, компания вышла за рамки законодательства. Потребители могут не отвечать на данное письмо и не раскрывать информацию о своих собственниках, так как законодательством РФ не предусмотрено раскрытие подобной информации, кроме как в случаях официального запроса правоохранительных органов, суда или государственных органов в строго оговоренных рамках», – напоминает гендиректор «РКТ» Александр Панасенко. Однако, замечает Андрей Фелюст, даже если клиенты вполне законно откажутся предоставить информацию, это может подпортить отношения с госкомпанией. Ведь помимо официального уровня отношений власти и бизнеса существует еще неофициальный, и именно на нем и происходит основное давление.

Проблема усугубляется еще и тем, что госкорпорации не берут на себя никаких гарантий сохранности полученных данных. «Раскрыв госкорпорациям информацию о своих владельцах, компании повышают риск утечки данных. Учитывая массив информации и неопределенность в отношении дальнейших действий с полученными сведениями, вероятность, что какая-то информация будет утеряна или похищена, очень велика. И ответственных за утечку данных найти будет крайне сложно», – считает гендиректор «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова. Заметим, что сейчас в Интернете легко найти копию того самого поручения премьера от 28.12.11 с грифом «Для служебного пользования». Речь идет о документе, не предназначенном для опубликования в Сети. Но если служебные документы утекают в Интернет с самого верха, то о какой защите данных можно говорить на уровне энергетических компаний?

Анастасия Башкатова   http://digest.subscribe.ru/economics/news/n801173391.html

 

 

--
TarasovSlawik

Комментариев нет:

Отправить комментарий