Россия

Россия
Моя фазенда

воскресенье, 27 марта 2016 г.

Демократия слишком переоценена



Писатель Игорь Мальцев — о сериале «Карточный домик»

Давайте поймем одну простую вещь: любой ремейк, любая экранизация британского произведения американцами — отстой по определению.
Так было с «Жизнью на Марсе», например, да и мало ли их — примеров. Самый популярный среди местной публики ремейк — сериал «Карточный домик» (House Of Cards) — весьма яркий пример того, что американское пустозвонство гораздо ближе москвичу, чем британская глубина. Самое смешное, местный зритель даже не в курсе того, что это ремейк, потому что никогда не видел британского варианта. А он вышел не так давно — в 1990 году. Это был четырехсерийный сет, основанный на книге Майкла Доббса, который сам был когда-то шишкой в Консервативной партии Британии. И писал он про тэтчеризм. Отечественный зритель мало что понимает в правлении Тэтчер и вообще в британской политике, склоняясь к примитивным оценкам, основанным на интернет-мемах про гадящую англичанку.
И, собственно, в оригинале всё начинается с отставки Тэтчер и с поисков нового лидера для партии. Главный герой (или антигерой) книги и сериала — Френсис Уркхарт — Chief Whip (то есть Главная Плетка), то есть парламентский организатор данной партии. Можно его еще назвать главой парламентской фракции. Это человек, который принуждает членов партии голосовать в соответствии с партийной позицией, а также следит за личным присутствием депутатов во время заседаний законодательных органов (похоже, что в нашем парламенте некоторым партиям не хватает именно такой плетки). Обычно это необходимо в системах, где уровень внутрипартийных противоречий весьма высок.
Зато какой простор для интриги и драмы! Уж автор книги много в этом понимает. Практически шекспировские страсти. Недаром исполнитель главной роли в британском оригинале — потрясающий актер Иен Ричардсон вложил в своего антигероя весь свой опыт по работе над шекспировскими пьесами. «Воплощение элегантного зла», как он сам говорит про своего персонажа. Там же проступают черты «Ричарда Третьего» и даже «Макбета». Уркхарт (Urquhart) — древняя шотландская аристократическая фамилия, кстати. И замок Уркхартов до сих пор стоит на озере Лох-Несс.
Но всё это тонкое шекспировское прочтение, все эти внутрибританские тонкости и тем более малопроизносимую на просторах Арканзаса фамилию американцы слили в унитаз. И появился у них новый герой — Френсис Андервуд, который занимается несколько другими проблемами, хотя тоже на должности партийного организатора. Тут он помогает избраться новому президенту США, который не оправдал его надежд, не сдержал слово сделать его госсекретарем и так далее. И тот ему начинает мстить. Так как серий в американском варианте гораздо больше — целых три сезона на сегодня, то и развитие персонаж получил мощное: во втором сезоне он уже вице-президент, а в третьем — 46-й президент США.
Тут вряд ли читается Шекспир, что уже хорошо для российской публики: какой вам Шекспир, к чертям? Но режиссер/продюсер Дэвид Финчер, видимо, ожидал от себя невыносимой глубины и поэтому пригласил на роль Андервуда выдающегося актера Кевина Спейси. Его связывает с актером работа над картиной «Семь», вернувшей ему режиссерское реноме после провала картины «Чужой-3», с которой его выперли посреди работы.
Спейси в России любят и ценят. И во многом успех «Карточного домика» на этой территории обусловлен этой беспредельной зрительской любовью. А еще — удивительное дело: теплое отношение к картине — результат работы российской пропаганды, которая долго и успешно развенчивает образ Америки как светоча мировой демократии. Потому что Финчер в своей версии занимается тем же. Пропаганда приучила на все американское говорить: «А у вас негров линчуют», а Финчер ей отвечает: «А у нас негров линчуют» — и все довольны.
Он создает образ политической системы, где под прикрытием правильных слов о свободе и выборе модно делать всё что угодно. Главное — стараться соблюдать хотя бы внешние приличия. Хотя и не исключены смертельные исходы. И это тоже — не бог весть какая новость. Иногда политические процессы на Сияющем Капитолийском холме выходят наружу с самой неприглядной стороны: то Джона Кеннеди убили, то брата его — и далее по списку. И герой Спейси — символ «безжалостного прагматизма», последствия которого уже не в кино, а в жизни ощущают люди по всему миру, как только они сталкиваются не с киношной, а с реальной американской политической практикой.
Сериал подарил простому зрителю запоминающиеся образы манипуляции ради власти. И приятно осознавать, что не только ты один сиротка. Андервуд излагает свои философские взгляды простым запоминающимся языком: «Дорога к власти устелена лицемерием. И жертвами»; «Демократия слишком переоценена». Несмотря на то что он — воплощение зла, его взгляды на политику удивительным образом совпадают со взглядами отечественной аудитории. Причем по обе стороны политического процесса.
У меня к сериалу есть одна личная претензия. Кастинг. Как актер, Спейси настолько выше всех остальных актеров, что они выглядят рядом с ним картонными чучелами. А вот это уже не позволило мне лично смотреть сериал после первых нескольких серий. Несопоставимость масштабов. Это удручает.

http://izvestia.ru/news/606401 

Комментариев нет:

Отправить комментарий