Россия

Россия
Моя фазенда

вторник, 25 марта 2014 г.

Три послания: русскому миру, Западу и Украине

Москва, 25 мар, вторник

Присоединение Крыма к России стало, без сомнения, пиком политической карьеры Владимира Путина. И внеочередное послание, с которым он обратился к Федеральному собранию, соответствовало историческому моменту. Немного найдется обращений главы государства, под каждым словом которого готово подписаться большинство граждан России. «Крымское» послание стало именно таким.

Но, по крайней мере, три момента в нем заслуживают особого внимания. Их можно назвать отдельными посланиями русскому миру, Западу и украинским властям.

Впервые президент признал, что русские в результате развала СССР стали самым большим в мире разделенным народом.

«Вместе с тем надо тоже откровенно признать, что и сама Россия, запустив парад суверенитетов, способствовала развалу Советского Союза, а при оформлении распада СССР забыли и про Крым, и про главную базу Черноморского флота – Севастополь. Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире.

«Сегодня, спустя уже много лет, я слышал, как крымчане, совсем недавно, говорят, что тогда, в 1991 году, их передали из рук в руки просто как мешок картошки. Трудно с этим не согласиться. Российское государство, что же оно? Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду. Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы», – сказал Владимир Путин.

Эту часть послания вполне можно назвать обращением к русскому миру. И помимо признания, что этот мир существует, и разъединен, оно дает еще и надежду, что это положение можно исправить. Слова о том, что в 1991-м Россия «не могла реально защитить свои интересы» – учитывая повод, по которому они сказаны, – можно трактовать и по-другому: что теперь Россия защищать свои интересы вполне способна, и будет это делать.

Что означает это для миллионов русских, живущих за пределами России?

Отдельно обратился Владимир Путин к Западу, точнее – к США и Германии.

«Сегодня я хочу обратиться и к народу Соединённых Штатов Америки, к людям, которые со времён основания этого государства, принятия Декларации независимости гордятся тем, что свобода для них превыше всего. Разве стремление жителей Крыма к свободному выбору своей судьбы не является такой же ценностью? Поймите нас.

Верю, что меня поймут и европейцы, и прежде всего немцы. Напомню, что в ходе политических консультаций по объединению ФРГ и ГДР на, мягко говоря, экспертном, но очень высоком уровне представители далеко не всех стран, которые являются и являлись тогда союзниками Германии, поддержали саму идею объединения. А наша страна, напротив, однозначно поддержала искреннее, неудержимое стремление немцев к национальному единству. Уверен, что вы этого не забыли, и рассчитываю, что граждане Германии также поддержат стремление русского мира, исторической России к восстановлению единства».

Услышат ли американцы и европейцы российского президента?

Наконец, Путин дал ясный сигнал и украинским властям.

«Мы всегда уважали территориальную целостность украинской державы, в отличие, кстати, от тех, кто принёс единство Украины в жертву своим политическим амбициям. Они щеголяют лозунгами о великой Украине, но именно они сделали всё, чтобы расколоть страну. Сегодняшнее гражданское противостояние целиком на их совести. Хочу, чтобы вы меня услышали, дорогие друзья. Не верьте тем, кто пугает вас Россией, кричит о том, что за Крымом последуют другие регионы. Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно. Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским, и крымско-татарским.

Повторю, он будет, как и было веками, родным домом для представителей всех живущих там народов. Но он никогда не будет бандеровским!»

Значит ли это, что если юго-восточные регионы поднимутся против «бандеровской» власти в Киеве, они не должны ориентироваться на пример Крыма, а должны добиваться, прежде всего, федерализации Украины, и особого статуса для себя в рамках единой страны?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы опросили наших экспертов.

Валерий Соловей, историк, профессор и заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО:

– Помимо того, что Владимир Путин произнес сакраментальную фразу о русских, как о самом большом в мире разделенном народе, он в своем выступлении 27 раз употребил слово «русские». Впервые в публичной риторике президента России слово «русский» не просто потеснило, а вытеснило слово «россиянин».

Что это означает? На поверхности лежит обращение к русскому миру, к тем русским людям, которые в силу исторических обстоятельств оказались за пределами России. Но это означает и большее.

Крым воссоединился с Россией, а Крым – сакральная территория для русских, это сакральная территория русской истории и русской культуры. Земля, населенная преимущественно этническими русскими.

Думаю, что Россия рассчитывает на политическое влияние на все регионы, помимо Крыма, где много русских, где преобладает русский язык, и где слабо выражена национальная – не русская – идентичность.

Александр Рар, научный директор Германо-российского форума:

– Конечно, речь Путина будут на Западе тщательно изучать. Первая реакция последует в ближайшее время. Но уже сейчас можно сказать, что это выступление воспримут очень по-разному. Одни европейцы, прежде всего, в Германии, поймут позицию Путина, и будут считать ее призывом к сотрудничеству с Россией, кто-то будет анализировать, какие ошибки сделал Запад, чем подтолкнул РФ к присоединению Крыма. На некоторых немцев слова Путина произведут впечатление, они его поймут.

Но профессиональные политики из Брюсселя обращение российского президента наверняка не воспримут. Они будут рассматривать эту речь, наоборот, как агрессивное заявление, которое направлено на то, чтобы спровоцировать чуть ли не бунт среди русскоязычного населения в других странах.

Я уже слышал и те, и другие высказывания, но равнодушным в Германии никто не остается. Должен сказать, в ФРГ общественное мнение по поводу событий, происходящих на Украине, расколото, и выступление Путина множит разные точки зрения.

Лично я, в своих публикациях и книгах, все последние годы писал и никогда не скрывал, что нужно хорошо понимать: для россиян – не только высшего руководства страны, но и большинства простых граждан – раздел с Украиной и Белоруссией, который произошел 23 года назад, то же самое, что раздел Германии. Но на это мнение почти никто в ФРГ не реагировал, немцы не хотели видеть этой параллели.

Сейчас мы оказались в новом реальном мире – мире конфронтации и жестких интересов сторон. Думаю, европейцы, и немцы в том числе, будут в такой ситуации больше прислушиваться к Путину. Но будут ли они разделять его точку зрения – большой вопрос.

Вероника Крашенинникова, директор Института внешнеполитических исследований и инициатив:

– Формат нашей поддержки юго-востока Украины будет во многом зависеть от действий нынешних киевских властей. Что мы имеем на сегодняшний день? Киев запросил помощь НАТО в обеспечении безопасности Украины, украинское сотрудничество с Североатлантическим альянсом значительно активизировалось в последние недели. Идут активные контакты с натовскими военными, в мае под Львовом состоятся учения НАТО Rapid Trident 2014, в которых примут участие Армения, Азербайджан, Болгария, Канада, Грузия, Германия, Молдова, Польша, Румыния, Великобритания и Украина. Идет переброска из США дополнительно двенадцати истребителей F-16 в Польшу, и шести F-15C – в Литву.

Если Украина остается в нынешних границах, за исключением Крыма, это означает, что Восточная Украина будет задействована в операциях Североатлантического альянса. Другими словами, граница НАТО сдвигается на Восток – на всю территорию Украины, вплотную к российской границе.

Нас, конечно же, будут заверять, что Украина в НАТО не вступает. Однако, даже не будучи членом альянса, Украина – при нынешних киевских властях – может развернуть сотрудничество с альянсом в таком объеме, как если бы была его членом. Напомню: при Ющенко Украина, не будучи членом НАТО, принимала участие в четырех военных операциях альянса.

Поэтому вопрос о поддержке юго-восточных регионов Украины – это еще и вопрос, где будут проходить границы НАТО. И здесь России нужно хорошо думать. Пока самоназначенные власти в Киеве ведут очень агрессивную политику, и де-факто передают Украину под власть западных институтов, включая военно-политические.

Надо понимать, что все перечисленное стоит на кону, когда мы говорим о судьбе Восточной Украины. Если мы будем сидеть, сложа руки, то получим НАТО у себя на границе, а протесты внутри Украины будут подавляться Национальной гвардией, собранной из «Правого сектора». Вряд ли Россию это устроит.

http://expert.ru/2014/03/19/tri-poslaniya-russkomu-miru-zapadu-i-ukraine/

Комментариев нет:

Отправить комментарий