Россия

Россия
Моя фазенда

пятница, 10 февраля 2012 г.

Почта России и loan shark

Есть организация, услугами которой я не пользуюсь по причине качества оных. Эта организация — почта России. На самом деле эти услуги мне очень нужны, потому что, действуй в России почта, я бы заказывала книги по интернету с доставкой почтой, но так как почта — ау, сделать это невозможно. Посылка пропадет или будет разодрана: о том, в каком виде приходят лекарства, присланные из США по почте, мне периодически рассказывают страшные истории.

Последний раз с этой конторой я имела дело где-то полгода назад, когда на адрес, где я не живу, пришло извещение, что, мол, на почте меня ожидают 3000 руб. Кому и за что взбрело посылать мне 3000 руб., понятия не имею, потому что когда мой отец пришел с моим паспортом их получать, ему ничего не дали, а просто обхамили, тяжело и нагло.

И вот теперь выяснилось, что эта организация таки оказывает услуги. Через нее выдаются займы пенсионерам. Берешь 3000 руб. на неделю, через неделю должен отдать 4599 руб., плюс 3-4% за посредничество почте.

Там варьирующиеся условия: через 15 дней надо отдать 4799 руб., через 30 — 4999 руб., но если тупо переводить эту неделю в годовые, то 50% в неделю — это удвоение суммы займа каждые две недели, то есть два в двадцать шестой степени, то есть 150 млрд процентов годовых.

В английском языке этому есть точное слово - loan shark («ростовщик-акула»). Согласно Wikipedia, loanshark - «это человек или организация, которые предлагают индивидуумам необеспеченные займы по незаконно высоким ставкам». Loan sharks «являются представителями криминального мира» и их действия «рассматриваются законом как тяжелое преступление». Есть в Wikipedia и сведения о процентах, которые сейчас взимают loansharks в Штатах: 10-20% в неделю, в пять раз меньше, чем партнеры «Почты России» с пенсионеров.

Услуги loanshark через «Почту России» предоставляет компания ООО «Мини-займ экспресс», которой, как и БФГ-банком, владеет продюсер Юрий Глоцер. Г-н Глоцер называет свой проект социальной помощью. Рассчитаны займы явно на пенсионеров, пенсионеры же изображены и на буклетиках. Понять, что это негосударственная услуга, непросто.

При этом бизнес г-на Глоцера отличается от бизнеса Аль Капоне или японской якудзы по выдаче криминальных кредитов под запредельные проценты одной, но очень важной деталью. Дело в том, что Аль Капоне или якудза испытывали большие сложности с получением займа. Поэтому им нередко приходилось прибегать к насилию, отрезать должникам уши и пр.

В случае же г-на Глоцера природа возмещения займа видна невооруженным глазом: это пенсия, за которой и приходят на почту пенсионеры.

То есть пришла бабушка, а ей: пенсии еще нет, но можете займик взять. (О том, что может случиться, если у работника будет инструкция склонять бабушку к взятию кредита в случае задержки пенсии, не хочется и думать.)

Тут важно понять, что при таком раскладе возврат займа гарантирован. Пенсия обязательно придет. Через два-три дня. Она придет через ту же почту, через которую бабушка получала займ. Способа получить пенсию, не заплатив займ, у бабушки нет. С этой точки зрения этот проект — способ перераспределения пенсии бабушки между Глоцером и «Почтой России». Сравните верхнюю границу займа (берешь 5000 руб., отдаешь 7799 руб. через месяц) со средней пенсией по России 9500 руб. в месяц. Все ясно?

В отличие от г-на Капоне, рисков у г-на Шейлока, простите, Глоцера, я не вижу. Возвратом ростовщических долгов под чудовищный процент занимаются не громилы, государственное учреждение — «Почта России». Автоматически.

«Почта России» почту не доставляет. По крайней мере, не всегда. Эту работу она не способна наладить уже несколько десятков лет. Меня каждый раз разбирает нервный смех, когда я читаю у Эрла Стенли Гарднера, как адвокат Мейсон положил важную улику в конверт и отправил его по почте самому себе. Вопрос: каким образом учреждению, не функционирующему по прямому назначению, удалось так четко наладить посторонний бизнес в 15 тысячах отделений? Какие стимулы, какие доводы г-н Глоцер нашел, чтобы вдруг эти ребята так резво проснулись и забегали?

Сейчас по поводу ростовщических займов поднялся хай, и смысл ответов пока заключается в том, что это рынок, вмешиваться не во что, «не хотите — не берите». Это мне очень напомнило представителя Минздрава, которого я спросила, почему Путин просто не запретит компании «Фармстандарт» изготовление коделака и терпинкода — основных источников сырья для производства страшного наркотика «крокодила», которые продаются в аптеках по демпинговым по сравнению с героином ценами. «Как можно, - ответили мне, - у нас рыночная экономика. Нельзя вмешиваться в рынок».

Ага. Как у них Ходорковский - так прокурор. А как грабительские займы на «Почте России» или торговля сырьем для наркотика прямо в аптеках - так у них рынок.

Будучи филологом, я не поверила собственным подсчетам, позвонила знакомому бизнесмену и попросила его посчитать годовой процент для 50% в неделю. Он посчитал и поинтересовался: «Это что же такое? Наркотики? Бандиты?» «Нет, — ответила я, — это услуга «Почты России» пенсионерам».

В третий раз перепроверяя, я перезвонила Михаилу Блинкину. «143 млрд процентов, — ответил Блинкин. — Но такого не бывает. Никогда. Ты путаешь». Я в ответ посоветовала ему заглянуть на сайт minizaim.ru.

Блинкин зашел, охренел, а потом, как настоящий математик, заявил: «Тут не 50% в неделю, тут 1 запятая 533 в пятьдесят второй степени, то есть 455 млрд процентов годовых».

И добавил: «Не зря это госучреждение ходило на Поклонную больше всех. Не такие уж они анчоусы, как тебе кажется».

P.S. Редакция солидарна с подсчетами Михаила Блинкина

Юлия Латынина

 

http://digest.subscribe.ru/economics/money/n767502462.html

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий